В числе брендов, присоединившихся к антироссийским санкциям, оказались и производители чаев Lipton и Brooke Bond. Его место за столом стал все активнее занимать иван-чай. Даже президент РФ Владимир Путин на форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» пообещал помочь в развитии производства отечественного напитка. Продукт выпускают и в Омской области. Что изменилось на рынке чая в стране и можно ли отличить настоящий иван-чай от подделок, в интервью «ФедералПресс» рассказала местный предприниматель Татьяна Халина.
Очень трудоемкий процесс
Вы занимаетесь производством «Иван-чая». Откуда пришла идея, и как началось производство?
— Все началось с любопытства. Мне стало интересно, что за цветок растет у нас возле дачи. Потом с мужем начали искать информацию о том, как его заваривать. Дело в том, что у нас родился первый ребенок, и нас интересовало все натуральное и экологически чистое. В 2012 году мы решили заниматься производством иван-чая, сначала для себя, а три года назад закупили производство. Теперь работаем. Собираем мы иван-чай в Тарском районе, в тайге. Это обусловлено тем, что иван-чай там дольше находится в состоянии технической спелости, в отличие от южных районов Омской области.
А вы единственные производители иван-чая в Омской области или есть конкуренты?
— Конечно мы не единственные. Очень много любителей, и есть предприниматели, которые, как и мы когда-то открыли фабрики.
Кто ваши покупатели? И насколько широк рынок сбыта продукции?
— Мы абстрагировались от широкого круга, и ушли в премиум-сегмент. Наши покупатели – это компании, которые приобретают чай в подарок. В розницу торгуем сейчас только через маркетплейсы. В основном наш рынок сбыта Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, то есть западная часть России.
Насколько трудоемкое и затратное производство иван-чая? Ведь по сути это сезонный продукт.
— Производство иван-чая – очень трудоемкое занятие. Сбор кипрея (ботаническое название иван-чая, Epilobium angustifolium – Прим. ред.) проходит с середины июня до середины августа. Точные сроки зависят от погоды, которая будет стоять в момент сбора. Это только ручной труд и никаких комбайнов для сбора иван-чая – нет, а скручивание уже происходит на специальном оборудовании.
Тонкости производства
Требуется ли специальное образование? И насколько сейчас популярно то, чем вы занимаетесь?
— Образования специального не требуется, но важен колоссальный опыт. Мало у кого получается с первого раза. Есть тонкости технологии. Очень важно, какой лист был собран, поскольку от этого непосредственно зависит вкус чая.
В чем уникальность вашей технологии?
— Все этапы производства мы оттачивали на себе, методом проб и ошибок. Немало экспериментировали. Здесь много тонкостей, и у нас есть своя технология. Главное, чем мы отличаемся от конкурентов – у нас ручное купажирование. В каждой пачке одинаковое соотношение ягод и чая.
У вас есть последователи?
— В этом году мы запустили небольшое производство в Усть-Ишиме. Девушка прошла у нас обучение, мы поделились с ней технологией производства и теперь наш иван-чай можно приобрести там.
Как покупателям не нарваться на подделку?
— Сложно не нарваться на подделку глядя просто на пачку чая. Нужно или самостоятельно выбирать или советоваться с теми, кто в этом разбирается. Важно понимать, что хороший чай не может стоить дешево. Пакетик иван-чая весом 50 грамм, если он сделан действительно качественно, то не может стоить меньше 250 рублей, поскольку это трудоемкий процесс.
Решение за президентом
Почувствовали ли вы изменения в своей работе после введения санкций?
— Если говорить о производстве, то нет. Упаковку нам удалось заказать в некотором количестве еще до введения санкций. Прямого подорожания на производство мы не ощутили, а на упаковку – да.
Чувствуете ли Вы поддержку со стороны властей? Возможно, уже воспользовались какими-то мерами помощи: налоговыми льготами, преференциями по арендным платежам или особыми условиями по кредитам?
— Пока мы не пользовались мерами поддержки, которые предлагаются предпринимателям. Однако после слов президента, который сказал, что иван-чай будут производить вместо Coca-Cola, возможно специально для нас и введут какие-либо преференции.
Поделитесь планами?
— Мы планируем новую ветку – травы, на них пошел спрос. Кроме того, собираемся расширить собственную линейку по купажам. Сейчас у нас 20 видов чая, планируем еще порядка 15 выпускать. В том числе и более бюджетные купажи, сохранив при этом качество продукции.
Фото: из личного архива Татьяны Халиной, freepik.com
Сделано в России