Ежегодно Свердловская область привлекает миллион деловых туристов. Бизнесмены, предприниматели, инвесторы прилетают в регион ради крупнейших конгрессно-выставочных мероприятий, которых здесь проводится по пять сотен в год. О том, чем привлекателен Средний Урал для делового туризма и какие показатели в сфере ивента в 2022 году, – в материале «ФедералПресс».
Бизнес-паломничество
«В первом полугодии 2022 года регион посетили около 1,5 миллиона человек. Это соответствует уровню аналогичного периода 2019 года», – рассказала глава департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства региона Эльмира Туканова.
На Средний Урал едут из Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана и даже Приморского края.
В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Туканова отметила, что в первую очередь люди посещают Средний Урал ради событийности: «К нам летят на мероприятия».
По данным Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, лидирующие позиции в ивент-индустрии занимает Санкт-Петербург, а вот второе место в России по праву принадлежит Свердловской области – одному из ключевых центров ивент-индустрии страны.
Ежегодно в регион прибывает миллион деловых туристов.
Эксперты отмечают также рост количества ивент-операторов, которые организуют и проводят деловые мероприятия.
На 31 декабря 2021 года на Среднем Урале зарегистрировано 93 компании, специализирующихся на ивент-индустрии, при этом в 2020-м их было 83, а в 2019-м – 81.
Самыми известные представители этой сферы: Be brand group, Glem, Брайт Event Agency и другие.
Основные места и площадки делового туризма
В Екатеринбурге создана событийная инфраструктура, которая привлекает туристов для деловых мероприятий. К ней относят, в первую очередь, выставочно-конгрессные комплексы, а также средства коллективного размещения (отели и гостиницы) и центры международной торговли.
Крупнейшей площадкой для проведения мероприятий в городе можно считать МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» и построенный в 2019 году конгресс-холл. Общая площадь – 50 тысяч кв. метров, а вместимость – до 25 тысяч человек.
Каждый год в его стенах проводятся крупнейшие выставки, концерты, демонстрации техники и оборудования.
Основными же событийными мероприятиями, которые здесь проводятся ежегодно, становятся «ИННОПРОМ», строительный форум 100 + Technobuild, а также крупные музыкальные и кино-фестивали.
К примеру, в 2022 году «ИННОПРОМ» – главную промышленную выставку на Среднем Урале – по данным областных властей, посетили более 36 тысяч гостей. Этот показатель превзошел уровень 2021 года, с 20 тысячами посетителей, но оказался ниже допандемийного 2019 года, когда приехали 43 тысячи человек.
Строительный же форум 100+ побил собственный рекорд: в 2021 году он привлек почти 20 тысяч участников. В 2020 году этот показатель составил почти 9 тысяч человек, а в 2019 году – около 11 тысячи посетителей.
Наиболее популярными площадками для проведения ивентов в городе являются: «Ельцин-центр», «Синара центр», Центр международной торговли Екатеринбурга (ЦМТЕ), Уральский центр развития дизайна, а также спортивные сооружения «Екатеринбург-Арена» и КРК «Арена «Уралец».
В следующем году ожидается открытие новой «Ледовой арены» от УГМК, вместимостью до 15 тысяч человек.
Транспортная доступность
Большинство ивент-площадок расположено в центральной части Екатеринбурга («Ельцин-центр», «Синара центр», ЦМТЕ, Уральский центр развития дизайна, «Екатеринбург-Арена» и КРК «Арена «Уралец»), что позволяет с комфортом добираться до них не только автотранспортом, но даже пешком, попутно прогуливаясь по зеленым улицам областного центра.
МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», находящийся в пределах ЕКАДа, во время работы выставок организует для жителей и гостей трансфер как от отелей и обратно, так и от станции метро «Ботаническая».
Гостиницы
«Высокие позиции Среднего Урала в рейтингах событийного потенциала регионов и инвестиционной привлекательности обусловлены не только наличием современных выставочных комплексов и квалифицированных компаний, специализирующихся на ивент-индустрии, но и развитой деловой, транспортной и гостиничной инфраструктурой», – сообщает Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C.
Сейчас номерной фонд Екатеринбурга составляет 525 коллективных средств размещения – отелей, гостиниц, хостелов. А общий номерной фонд – почти 50 тысяч мест. В регионе работают пять международных отелей, имеющих рейтинг 5 звезд, 19 четырех- и 60 трехвездных гостиниц. Имеющие две, одну звезду или вовсе не вошедшие в рейтинг – 274 гостиницы.
Средняя загрузка отелей летом 2022 года составила около 60 %. Пиковой нагрузки она достигала лишь во время ЧМ по футболу в 2018 году. Тем не менее, текущая рентабельность позволяет отельерам расширять бизнес на перспективу.
В 2023 году, за счет грантовой поддержки в области откроют 18 кемпингов и зон размещения еще на 100 номеров.
Это говорит о привлекательности туристической отрасли Среднего Урала для инвесторов. Для того, чтобы они могли правильно оценить риски и преимущества, грамотно спланировать затраты, в регионе создано агентство инвестиций Свердловской области.
Результаты и перспективы
«В 2021 году объем выручки от событийных мероприятий в России вырос на 40 % и составил более 182 млрд рублей. Если 80 % выручки от мероприятий в 2021 году пришлось на столицу и Московскую область, то регионы из топ-10, в том числе Свердловская область, заработали 16 %, а на все остальные, то есть более 70, приходится всего 4 %», – отмечено в исследовании (ВНИЦ) R&C.
В 2022 году за счет платных туристических услуг в бюджет Свердловской области удалось привлечь более 11,6 млрд рублей. И это показатель только за первые 8 месяцев года.
На площадке «Иннопрома» в 2022 году между правительством Свердловской области и участниками выставки подписано 54 соглашения, направленных на развитие Среднего Урала. Сумма соглашений составила более 500 млн рублей. Конечно эти показатели оказались не столь большими, как в 2021 году, когда было подписано несколько десятков соглашений на сумму свыше 50 миллиардов рублей.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в текущей общественно-политической обстановке строить точные прогнозы на будущее – дело неблагодарное. Но одно остается неизменным: после того, как текущие потрясения улягутся, Средний Урал не только не потеряет, но и укрепит свои позиции на деловой и событийной карте России. Следовательно, туристическая отрасль в регионе будет играть все большую и большую роль.
Организация деловых мероприятий – Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области
Приехать в регион и организовать мероприятие с нуля – это сложная задача. На помощь в организации делового мероприятия может прийти Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области и его структурное подразделение – Уральское Конгресс-бюро. Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области оказывает консультационную поддержку в режиме одного окна российским и международным организаторам мероприятий.
«В компетенциях команды рассказать о mice-площадках, об отелях для комфортного размещения гостей и о том, как организовать досуг после мероприятия. Специалисты бюро всегда готовы по запросу оказать консультации потенциальным партнёрам, сформировать пакет предложений по различным деловым и инсентив-активностям, а также помочь при организации ознакомительных и инспекционных визитов в Свердловской области», – объясняет заместитель генерального директора-руководитель Уральского конгресс-бюро, Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области Аркадий Киселев.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова