Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело за ликвидацию волгоградского троллейбуса № 18. Такое решение было принято после очередного видеообращения от жителей Кировского и Советского районов. Сейчас волгоградских чиновников проверяют на растрату средств, а жители продолжают оставаться без троллейбуса. Подобная ситуация с общественным транспортом наблюдается во многих регионах юга России. «ФедералПресс» разобрался, может ли волгоградский опыт повториться в других городах и почему чиновники игнорируют обращения граждан.
Волгоградский троллейбус
Движение троллейбуса в Кировском районе Волгограда было приостановлено еще в 2017 году. Тогда маршрутный троллейбус № 18 совершил свой последний проезд с большими буквами на заднем стекле «Прощай, Кировский!». Впоследствии жители района воспримут это как насмешку от местных чиновников. Городская администрация объясняла ликвидирование маршрута тем, что обслуживать троллейбус дорого, а современные автобусы ничем не уступают в мобильности и экологичности.
Жители сразу начали массово выражать свое недовольство. Обращались и в Госдуму к Вячеславу Володину, на прямую линию к президенту Владимиру Путину и к губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову. Людей волновало именно то, что другие автобусы и маршрутки, ходящие через Кировский район, не соответствуют экологическим нормам.
Администрация Волгограда заверила жителей в том, что ликвидация троллейбуса стала экспериментальной. Именно поэтому изначально чиновники не собирались проводить демонтаж троллейбусной ветки. Но в итоге жители были обмануты и ветку все же сняли.
Горожане боролись с мэрией на протяжении почти шести лет. Только в этом году народу удалось достучаться до Бастрыкина и Володина. Глава Следственного комитета России поручил и.о. руководителя СУ СК России по Волгоградской области Дмитрию Буравцову возбудить дело и предоставить отчет. Теперь чиновников могут привлечь за растрату средств. Фактически их действия вызвали разрушение инфраструктуры городского электротранспорта.
Сейчас на маршрут троллейбуса № 18 вышел автобус. Жителей по-прежнему не устраивает такой вариант, поскольку автобус не является экологическим транспортом. Тем временем троллейбусная линия был демонтирована, а на проведение новой у бюджета попросту не хватает средств.
В начале октября волгоградская областная дума провела большое заседание по вопросам развития общественного транспорта в городе. На повестке также стояла ситуация с троллейбусом № 18. По итогам заседания думский комитет по промышленной политике, ТЭК, транспорту и дорожному хозяйству рекомендовал провести оценку состояния контактной линии на юге города и подсчитать расходы, необходимые для возвращения троллейбусного маршрута.
Отчетов по оценке суммы расходов, которые необходимы для восстановления движения троллейбусов в Кировском районе, так и не представили. В целом проблемы с общественным транспортом в Волгограде это – давняя история, которая является наследием прошлого мэра, считает волгоградский блогер-урбанист Антон Щепетнов:
«Все, что сейчас происходит с общественным транспортом в Волгограде, – это прямое наследие экс-мэра Виктора Лихачева. Провальная инфраструктура для автотранспорта и неудачные реформы были проведены именно при нем. Сейчас нам приходится бороться с этим. К тому же главным триггером народного гнева стала общая ситуация в стране. Сейчас народ обозлен, к тому же жители Кировского района борются за этот троллейбус на протяжении долгих лет. В целом вся ситуация – это следствие неумения властей коммуницировать с людьми. Власти не стали объяснять людям необходимость своих действий. Они просто заменили троллейбус другим автобусом, без объяснения причин. Это в том числе стало причиной народного гнева», – считает эксперт.
Старый автобус выдали за новый
На Кубани также существуют большие проблемы с общественным транспортом. В прошлом году в краевой столице разразился настоящий скандал по поводу сборки «нового» троллейбуса. В результате чего было возбуждено уголовное дело и проведена проверка в отношении чиновников, которые обвинялись в халатности и нецелевом использовании бюджетных средств.
Экс-мэр Краснодара Евгений Первышов представил первый собранный в городе троллейбус Alcor, который позиционировался как абсолютно новый. В итоге стало известно, что у транспортного средства новой была лишь оболочка, внутренние технический детали были собраны из старого Зиу-682 1988 года выпуска.
После того, как факт подмены был вскрыт, городская администрация провела брифинг, в котором попробовала ответить на обвинения. Вице-мэр Артем Доронин признал, что в производстве троллейбуса, действительно, были использованы старые детали, однако они прошли технические проверки. По словам чиновника, это помогло значительно сэкономить средства. Новый троллейбус обошелся бы в 24 миллиона рублей, модернизировать старый удалось за 16 миллионов.
В результате Генпрокуратура РФ распорядилась запретить эксплуатацию первого собранного в краевом центре троллейбуса, а выделенные на закупку остальных кузовов для сборки 140 млн рублей были заморожены.
Примечательно, что выпуском «нового» троллейбуса занималась компания «Алькора», руководители которой стали фигурантами уголовных дел в Волгоградской области.
Трамвайная ветка на месте жилых домов
Одними из самых проблемных улиц Краснодара с точки зрения автомобильных заторов являются улицы Восточно-Кругликовская и Жлобы. Власти Краснодара пытаются решить эту проблему постройкой трамвайной линии через частный сектор. Жители близлежащих районов разделились на два лагеря. Одни поддержали идею администрации, а другие резко выступили против.
Согласно генплану Краснодара, новую ветку общественного транспорта планировалось продлить от улицы Красных Зорь через переулок Калининский через частный сектор. Разворотное кольцо хотели разместить на улице Домбайской. Местные жители узнали о проекте только после его принятия и публикации на сайте администрации. Оказалось, что для проведения трамвайной ветки необходимо изъять около 50 земельных участков с частными домами.
Местные жители сразу возмутились и записали обращение к тогдашнему мэру Краснодара Евгению Первышову с требованием не сносить их жилье. После этого был разработан альтернативный план, который не подразумевал сноса земельных участков. Но другие улицы, через которые должно быть организовано прокладывание ветки, не подлежит расширению.
Основной проблемой, которая встает перед развитием общественного транспорта в Краснодаре, являются устаревшие контракты на маршруты, которые были заключены еще при Владимире Евланове, считает заместитель координатора движения «Помоги городу» Виталий Солонченко.
«Провести трамвайную ветку по улице Жлобы, не снося дома, не получится. Если строить ветку не по Новосельской, а по улице Жлобы, то там будет ходить только трамвай. Мы потеряем действующую автомобильную дорогу. В целом город справляется с развитием общественного транспорта. Просто часть договоров и контрактов на маршруты были заключены около 10 лет назад. Их постепенно модернизируют под действующие реалии и все придет в нормальное состояние», – убежден эксперт.
Общественники Краснодара, как и жители улиц, через которые хотят провести трамвайную ветку, разделились во мнениях. Многие убеждены, что городу не хватит денег и земли на качественное строительство новой ветки. Именно поэтому проект застопорился. Изначально на проведение трамвайной ветки планировалось потратить до пяти миллиардов рублей. Сейчас эта сумма может увеличиться. Если администрация выберет путь через снос жилых домов, количество необходимых вложений может вырасти в несколько раз.
В целом, проекты с большим привлечением средств и полной модернизацией общественного движения – это довольно рискованный шаг по нескольким причинам. Во-первых, вернуть прежний вид будет невозможно. Во-вторых, Следственный комитет может принять провальный проект за растрату бюджетных средств. Краснодар вполне может перенять опыт волгоградских чиновников на себя.
Списанный автотранспорт – муниципалитетам
Еще одной проблемой южных регионов является повторная эксплуатация старого автотранспорта. Так, из Москвы в Крым были переданы несколько старых троллейбусов. Аналогичная история в Ростовской области. Из областной столицы в рамках транспортной реформы в Волгодонск были переданы старые ростовские маршрутки.
Местные жители сразу обратили внимание на то, что транспортные средства не соответствуют положенному комфорту. Средний эксплуатационный срок у общественного автотранспорта составляет от 13 до 15 лет. В муниципалитеты были переданы троллейбусы и автобусы, которым до окончания срока эксплуатации осталось год – два. Соответственно, их качество оставляло желать лучшего. Городские администрации экономят бюджетные средства и составляют договоры на передачу старого автотранспорта.
Муниципалитеты не справляются
Регионы зачастую не справляются с работой общественного транспорта, поскольку в условиях скудных муниципальных бюджетов приходится экономить средства и закупать старую технику. В среднем южным столицам для ежегодной модернизации и обслуживания автотранспорта необходимо от двух до четырех млрд рублей, которых зачастую не хватает.
Возможным решением проблемы станет передача полномочий городских администраций профильным министерствам, которые смогут более эффективно лоббировать вопрос передачи федеральных средств на развитие общественного транспорта муниципалитетам.
Фото: ФедералПресс/Ольга Юшкова