Пока Екатеринбург выбирается из-под снежных завалов после очередных погодных неурядиц, мэрия пытается спасти от передела огромный рынок уборки улиц. Против нее – прокуратура, ФАС и суды, так что единственным шансом может быть изменение федерального законодательства. Почему мэрию заставляют отдать содержание дорог частным подрядчикам, как это скажется на жизни горожан и кто может претендовать на миллиардные контракты – в материале «ФедералПресс».
Конец эпохи ДЭУ
Сейчас уборка улиц Екатеринбурга находится в руках районных дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ), подконтрольных мэрии. Городская администрация составляет для них конкретные задания и выделяет бюджетные субсидии в зависимости от объема работы. Как рассказал на форуме «Города России 2030» вице-мэр Алексей Бубнов, такая система позволяет оперативно объединять рабочих и технику разных ДЭУ в случае погодных катаклизмов или после массовых мероприятий – например, фестиваля «Уральская ночь музыки», который посещают сотни тысяч людей.
Нельзя сказать, что к работе ДЭУ совсем нет претензий. Так, экс-начальник участка Железнодорожного района Юрий Горланов сейчас находится под судом по делу о злоупотреблении должностными полномочиями, а его коллегу из Ленинского района Антона Дедкова уличили в приеме на работу собственного брата и незаконном увольнении рабочего, сообщившего о нарушениях. В мошенничестве обвиняли подрядчика Кировского ДЭУ Михаила Петровичева, но в итоге дело было прекращено. Тем не менее в целом муниципальные учреждения спасают город от дорожного коллапса.
Однако действующая система не укладывается в рамки, которые много лет сужают антимонопольщики. По их мнению, содержанием дорог должны заниматься подрядчики, выигравшие тендер. Алексей Бубнов утверждает, что атаки свердловского управления ФАС мэрия отражает уже восемь лет. В прошлом году антимонопольщики с подачи прокуратуры выдали администрации очередное предупреждение, которое мэрия пыталась оспорить в арбитражных судах трех инстанций. В сентябре суд Уральского округа поставил в деле точку, встав на сторону УФАС.
Сломать можно, восстановить нельзя
У реформы, которую продвигает УФАС, возможны сразу несколько негативных последствий. Как объяснил «ФедералПресс» сенатор от Свердловской области Александр Высокинский, за много лет у ДЭУ скопился целый парк разнообразной специализированной техники, «в объеме, достаточном для того, чтобы в каждый сезон справляться и с текущей работой, и с вызовами природы». Базы, на которых хранятся машины, расположены так, чтобы за минимальное время можно было доехать до места работ. К тому же в ДЭУ есть штат необходимых рабочих: по подсчетам Алексея Бубнова, в них работает около 1500 человек.
Кроме того, при формировании муниципального задания для участков мэрия более свободна, чем при написании конкурсной документации для частных подрядчиков, продолжает Высокинский. При необходимости задание можно откорректировать в большую или меньшую сторону. Наконец, недобросовестного начальника ДЭУ легко сменить, а наказать подрядчика за некачественную работу гораздо сложнее.
«Какие последствия влекут проблемы по содержанию? Для подрядчика – штрафные санкции, а разве они сопоставимы с ростом аварийности или снижением пропускной способности УДС? Это безопасность и время многих тысяч горожан. От того, что вы будете применять санкции по контракту к нерадивому подрядчику, безопасность не улучшится. А с расторжением контракта ситуация усугубляется», – говорит сенатор.
С подобной ситуацией уже столкнулась соседняя Тюмень, где полгода назад конфликтовали городская администрация и екатеринбургская фирма «Вест», выигравшая подряд на уборку части улиц. На плохую уборку весной жаловалась и мэр Челябинска Наталья Котова: как выяснилось, у одного из частных подрядчиков не хватало техники и рабочих.
«В целом нужно понять, что сейчас в Екатеринбурге сложился комплекс районных ДЭУ с площадками для хранения и обслуживания специализированной техники. Если лишить эти учреждения работы, то площадки придется ликвидировать. Несложно догадаться, что они мгновенно уйдут в застройку, так как земли эти востребованы. А вот когда придет понимание, что частные компании с удаленными площадками будут закладывать весь этот холостой пробег в стоимость работ, снизится оперативность, то есть качество уборки и т. п., эту базу восстановить мы уже не сможем. Решения подобного рода принимаются однократно, сломать систему можно, восстановить ее будет непросто или невозможно», – предупреждает Высокинский.
Бремя для местного бюджета
Как объяснила корреспонденту «ФедералПресс» кандидат юридических наук, доцент МГУ Ольга Баженова, некоторые сферы экономики не только не являются высококонкурентными, но и вообще не предполагают конкуренции как таковой.
«Когда ФАС пытается навязать конкуренцию там, где это невозможно, это ведет к очень плачевным результатам. Политика по уничтожению муниципальных предприятий и учреждений, которые всегда выполняли социально значимые функции с максимально возможным положительным эффектом для населения, – это путь в никуда. Она неизбежно ведет к социальным эксцессам и удорожанию услуг: понятно, что бизнесу нужна прибыль. В конечном счете это ляжет бременем на местный бюджет», – предупреждает Баженова.
При этом, как правило, компании, которые приходят на место муниципальных учреждений, «прибирают к рукам весь город», говорит она. Если в Екатеринбурге конкуренция еще возможна, то сложно представить, чтобы в небольшом городе было сразу две фирмы, которые могли бы взять на себя обслуживание дорог. Для таких специфических сфер нужны инфраструктура и сотрудники с особыми компетенциями.
«Если мы посмотрим на то, кто приходит на место муниципальных предприятий и учреждений, мы увидим колоссальное падение уровня профессионализма», – констатирует исследовательница.
Торговец иван-чаем, депутаты и коммунальщики
Есть несколько предположений, кого может заинтересовать рынок уборки улиц. Во-первых, это дорожные подрядчики. Так, компания «Вест», которая конфликтовала с мэрией Тюмени, принадлежит екатеринбуржцу Борису Садчикову. Его фирмы выигрывали крупные тендеры областного управления автодорог и других влиятельных заказчиков. Сам Садчиков – загадочная фигура: судя по немногочисленным интервью, он разбогател в 1990-х на взаимозачетах и операциях с векселями. Сейчас его интересы многообразны: например, СМИ писали о его предприятии по производству иван-чая под Верхотурьем.
Теоретически на уборку улиц могут претендовать и другие крупные «дорожники», как это произошло в соседнем Челябинске. В Екатеринбурге влиянием обладают трест УТСС семьи Головиных, ГУДСР депутата гордумы Павла Пустозерова и его партнеров, подконтрольный УГМК «Свердловскавтодор», а также компании, аффилированные с вице-спикером свердловского заксобрания Арменом Карапетяном.
Кроме того, на рынок могут зайти бизнесмены, связанные с крупными управляющими компаниями, предположил на условиях анонимности один из депутатов городской думы. Впрочем, другой инсайдер в этом сомневается: по его словам, уборка дворов и содержание дорог – слишком разные сферы деятельности, к тому же у коммунальщиков вряд ли хватит сил, чтобы организовать такой громадный бизнес.
В целом эксперты не ожидают, что в ситуации санкций и экономического кризиса многие предприниматели будут рисковать, вкладывая большие деньги в новую для себя отрасль. Так, Алексей Бубнов заявил, что реформировать уборку улиц неуместно, «когда ставка рефинансирования меняется каждые два-три месяца».
«Сегодня мы не можем позволить себе ничего: ни подорожания, ни дальнейшего падения уровня профессионализма, ни социальных эксцессов, ни создания карманных компаний, которые будут выигрывать тендеры непонятным образом», – согласна Ольга Баженова.
Поэтому источники «ФедералПресс» не исключают, что рынок тем или иным образом останется подконтрольным государству. Например, в той же Тюмени большую часть контрактов получает АО ТОДЭП, принадлежащее областному правительству.
Ощутит каждый житель
Чтобы избежать реформы, Алексей Бубнов предложил поправки в законы о защите конкуренции и о дорожной деятельности, а также попросил правительство принять специальное постановление. Если инициативы пройдут, муниципалитеты смогут и дальше обходиться без тендеров на уборку и ремонт местных дорог.
При этом пока непонятно, кто будет вносить пакет в Госдуму. Так, Александр Высокинский заявил, что готов «рассматривать конкретные предложения и аргументацию», но напрямую не ответил, согласен ли подписаться под документом лично.
Ольга Баженова, в свою очередь, называет наработки Бубнова «стрельбой по воробьям». По ее мнению, в законодательство следует вносить более серьезные изменения. От посягательств антимонопольщиков следует защитить и ЖКХ, и похоронное дело, и другие отрасли, где «любой шаг, который приводит к отрицательным последствиям, ощущается каждым жителем», говорит она.
«У нас вся экономика огосударствлена донельзя, о чем заявляет та же самая ФАС, – и вдруг она нашла, с чего начать: с социальной сферы, которая касается жизни каждого! Может быть, поискать те отрасли, где действительно есть предпосылки, чтобы отдать их предпринимателям?» – заключила ученая.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева