После оттока мигрантов во время пандемии и начала СВО стала страдать от дефицита кадров сфера ЖКХ, строительства, не хватает водителей. Когда объявили мобилизацию, на рынке появилось много вакансий, и работодатели начали принимать на работу иностранцев. Но изменений в законах, которые бы облегчили им получение документов для проживания в России, не предвидится. О том, почему для Петербурга важна иностранная рабочая сила и с какими проблемами сталкиваются гости из других стран – в материале «ФедералПресс».
Почему Петербургу нужны мигранты
Разговоры о нехватке мигрантов начались во время пандемии. Ранее «ФедералПресс» писал, о том, что происходит с рынком труда в Петербурге. Из-за оттока людей предложений о работе больше, чем соискателей. Председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш заявил, что дефицит кадров в строительстве – постоянная проблема, так как при любых волнениях внутри страны рабочие мигранты возвращаются домой.
После оттока трудовых мигрантов стала страдать сфера ЖКХ, транспорта, гостиничный бизнес, розничная торговля, так как часто иностранцы занимаются именно этой работой. Петербуржцы устраиваются на такие вакансии значительно реже. После объявления мобилизации у компаний появился большой спрос на работников, поэтому фирмы готовы принимать иностранцев на освободившиеся места. Теперь организации рассматривают не только дворников, продавцов, уборщиц и водителей, но и маркетологов, IT-специалистов, работников сферы искусства и медиа.
Мигранты – выгодный человеческий ресурс для компаний. В отличие от коренных жителей Петербурга они согласны работать больше часов за меньшие деньги, не настойчивы в соблюдении работодателем гражданских прав сотрудников, не требуют предоставления горячего питания и жилья. Но при поиске работы менеджером по продажам, руководящих должностей, программистов у иностранцев в среднем такие же зарплатные ожидания, как и у петербуржцев, а иногда они могут быть даже выше, так как мигрант закладывает в стоимость оплаты труда сумму для перевода на родину, говорит руководитель пресс-службы сервиса hh.ru по Северо-Западу Мария Бузунова. Сейчас в Петербурге снова прирост иностранцев, в основном это граждане стран СНГ и Азии.
«Более 15 тыс. соискателей, имеющих иностранное гражданство, также отметили в информации о себе, что они уже живут в Петербурге и активно ищут работу. Таких соискателей, как правило, уже больше интересует работа в сфере «синих» воротничков или обслуживающего персонала», – сообщила Мария Бузунова.
Бюрократический ад мигранта
Чтобы получить ВНЖ, иностранец должен предоставить миграционную карту, регистрацию по месту пребывания, пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев. – Прим. ред.), фотографирование, медицинское освидетельствование, получить сертификат о знании русского языка, права и истории, выписку из банка о наличии четырех минимальных зарплатах на счете, заполнить заявление, приложить фотографии и в случае, если документы примут с первого раза, ждать четыре месяца свой синий паспорт.
Сложности при получении всех разрешений для проживания и работы в России делают страну менее привлекательной для мигрантов.
Политолог Владимир Соловейчик считает, что эту ситуацию нужно менять.
«В условиях спада рождаемости и демографических проблем, в условиях старения нашего населения новые граждане, уже хорошо проявившие себя за время работы в России, нужны нашему обществу, нашей стране. Здесь, конечно же, нужны иные процедуры, более быстрые, в том числе с массовым использованием цифровых технологий, электронного документооборота», – говорит эксперт.
Анна приехала из Казахстана в Петербург, чтобы получить высшее образование и устроиться на работу. Хотя девушка родилась и выросла в Казахстане, семья ее родом из России.
Первой проблемой стала регистрация, так как собственники жилья не любят подавать документы в МФЦ, но за некоторую сумму иногда можно решить эту проблему. Следующей задачей Анны стало получение вида на жительство (ВНЖ), чтобы иметь возможность остаться в России.
«Чтобы получить ВНЖ, надо собрать пакет документов. Мне он обошелся примерно в 15 тыс. рублей. Особенно странно было подтверждать знание русского языка, так мне он родной, а по первому образованию – я учитель русского языка и литературы», – рассказывает Анна.
Если не удалось в отведенный срок собрать все требуемые документы, приходится пересекать границу и начинать все заново. С прошлого года иностранцы обязаны сдать отпечатки пальцев и ежегодно проходить медкомиссию, которая стоит в среднем 5 тыс. рублей. Весь пакет документов нужно подавать в одном месте – на улице Красного Текстильщика, в отделении МВД.
«Чтобы пройти дактилоскопию, мигранты занимают очередь с четырех утра и ждут, когда откроется МВД. Талонов на день выделяется 15 штук, принимает одно окно. На официальном сайте об этом не сказано ни слова, узнать все можно только по факту», – жалуется девушка.
Запись на подачу ВНЖ или РВП – процедура, требующая времени и терпения. В частных компаниях, которые помогают оформлять все документы, даже есть такая услуга – «дозвониться до МВД». В офисах для этого стоит специальный аппарат, есть даже «счастливые часы», когда в органах все же берут трубку. В МВД с этим не согласны.
«Сотрудники, ответственные за осуществление записи, принимают звонки максимально оперативно, время разговора с заявителем не превышает пяти минут. Интервалы между приемом поступающих звонков не допускаются», – сообщили на запрос «ФедералПресс» в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
В ответе также указали, что записаться можно через сайт госуслуг. Но для этого иностранцу нужно получить СНИЛС, а потом прийти лично в МФЦ и подтвердить свою учетную запись, после чего долго мониторить окошки расписания приема в МВД. Если записаться удалось, то нужно быть готовым также стоять в очереди с раннего утра и к тому, что с первого раза документы могут не принять из-за неверно заполненного бланка.
Анна считает, что из-за непростой процедуры получения всех документов или недостаточной информированности многие решают остаться в Петербурге незаконно и выбирают неофициальное трудоустройство. По ее мнению, это увеличивает число теневых мигрантов не только в городе, но и в стране.
Варианты решения проблем
Есть государственные платформы и программы, которые помогают иностранцам решить проблемы с документами. В Ассоциации содействия международной трудовой миграции оказывают консультативную поддержку, помогают найти работу, привести в порядок документы, выучить русский язык. Но как много иностранцев знают о ней, несмотря на значительный вклад этой организации? К тому же сайт поддерживает только русскоязычную версию. Поэтому чаще всего иностранцы выбирают частные компании, которые за деньги заполнят все нужные документы и помогут их подать. Проблему можно решить за счет информирования приезжающих иностранцев о государственных мерах поддержки, причем не только на русском языке, но и на родном для иностранца.
Каждый день во дворе на улице Красного Текстильщика 10–12 можно увидеть такую картину: один человек, который владеет иностранным языком, командует группе тихих соотечественников, куда идти и какие документы приготовить. Измученные многочасовым ожиданием мигранты толкутся в душных коридорах среди длинных очередей. Политолог Владимир Соловейчик считает, что органам требуется кадровое и техническое усиление для большей эффективности. Решить проблемы мигрантов также можно если не за счет изменения законов, то с помощью более активной рекламы и продвижения государственных организаций, которые помогают приезжим.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин