Бои за самый большой город на побережье Азовского моря – Мариуполь – начались 25 февраля. В это время горожанам приходилось жить в подвалах, мерзнуть, голодать. Российские войска окружили населенный пункт 7 марта, и лишь через неделю появились гуманитарные коридоры для эвакуации людей. Местная жительница Ирина Пикула рассказала «ФедералПресс», как покидала родные края и как ее жизнь складывается в Северной столице.
Что происходило в Мариуполе перед тем, как вы решили уехать?
— Там было все: голод, холод, жизнь в подвале. Снаряды взрывались рядом. Родительский дом был разбомблен. У моих друзей, с которыми я была все время, пока мы не смогли уехать из города, квартира просто сгорела. Было страшно...
Когда и как вы уезжали из города?
— Город покидала в конце марта. Боевые действия еще были, но мы узнали, что есть эвакуация в одном из районов города, и решили рискнуть. С нами были дети и старики, один инвалид.
Мы шли весь день под прицелами снайперов, боясь, что прилетит снаряд. Переступали через трупы и обходили разбитую технику.
ДНРовцы нас эвакуировали на своих автобусах. Украина эвакуацию так и не организовала. Нас увезли в поселок Володарское, а там разместили в школе. Некоторые спали в классах, а кто приехал позже, тот просто на картонках на полу в коридорах. Потом мы уехали в Донецк, но там тоже было неспокойно. Затем решили отправиться в Петербург.
Как обосновались в Северной столице?
— В Петербург прибыла 12 апреля. Остановилась просто у незнакомых людей, которые согласились мне помочь, на тот момент я была на третьем месяце беременности.
Пока была в положении, работала в клининге, убирала квартиры, подрабатывала частной няней. Мне помогал фонд «Родительский мост» и разные приюты.
Сейчас ко мне приехала мама. Она помогает с ребенком, а добрые люди сняли и оплатили мне квартиру на полгода вперед, а также очень помогают вещами и продуктами. В Питере очень много добрых и отзывчивых людей.
Какую помощь вы получили?
— В Петербурге я получила помощь в 10 тыс. рублей и успела оформить на ребенка единовременные выплаты, которых сейчас уже нет.
В основном поддерживают неравнодушные люди, кто-то просто морально, кто-то делится информацией, а кто-то – вещами.
Еще мне здесь очень помогла организация «Союз Донбассовцев». Если бы не Лисовский Сергей Анатольевич, я бы так и не стала на учет в клинике, пока была беременна.
С какими трудностями столкнулись?
— Я все никак не могу получить паспорт из-за большого количества людей и постоянно меняющихся законов. Очень долго оформляла временное убежище. Затем писала заявление на получение гражданства 29 сентября. Это произошло после выхода закона о том, что мы теперь и так граждане России. Звонила несколько раз, мне сказали ждать, в итоге недавно прислали смс о том, что нужно пройти биометрию и написать заявление на паспорт.
В отделе по вопросам миграции на улице Брянцева, 15 в Калининском районе всего лишь три дня по несколько часов в неделю можно сделать биометрию и только по записи, поэтому так долго ждать, а потом еще неизвестно, сколько предстоит ожидать паспорт. Удалось записаться на биометрию на 6 февраля – и на том спасибо.
Без паспорта даже полис не могу оформить ребенку, в поликлинике давят, что с трех месяцев платно будут обслуживать, поэтому не будем пока наблюдаться. Сыну уже 2,5 месяца.
Какие планы на будущее?
— Мама хочет, чтобы мы уехали в ближайшее время домой в Мариуполь. Я боюсь туда возвращаться еще и с малышом, поэтому планирую остаться тут.
По образованию я фотограф, хочу развиваться и работать в этой сфере. Когда ребенка смогу отдать в детсад, то хотела бы выйти на работу. Особых планов пока что не строю. После всего случившегося боюсь это делать.
Фото: РИА Новости / Илья Питалев