Top.Mail.Ru
Экономика
Нижегородская область
0

В России пропадает газировка: что происходит с ценами и спросом на напитки без сахара

После ухода зарубежных компаний взлетели цены на газировку
После ухода зарубежных компаний взлетели цены на газировку

Несмотря на то, что мы привыкли воспринимать Coca-Cola и Pepsi как сладкие лимонады, ушедшие из страны после начала СВО компании производили немало напитков без сахара. Именно это оказало влияние на российскую экономику – продажи газировок начали стремительно падать. «ФедералПресс» узнал, что происходит на российском рынке лимонадов и какие прогнозы эксперты дают местным производствам.

Напитки без сахара: цены растут, продажи падают

С ноября 2021 года по ноябрь 2022 года общий объем продаж газировки без сахара на российском рынке упал на 9,8 %. При этом в денежном выражении аналитики зафиксировали рост показателей на 3,6 % – так на рынок повлиял рост цен на газировку, которые начали стремительно дорожать после ухода Coca-Cola и Pepsi с отечественного рынка. Об этой статистике пишет «Коммерсант» со ссылкой на материалы компании NielsenIQ.

Один из важнейших факторов, которые повлияли на столь резкое падение продаж именно этого вида безалкогольных напитков – это сокращение ассортимента. Ушедшие с рынка компании «забрали с собой» около 8,5 % товарного разнообразия в магазинах. Покупатели не могли не отреагировать – ведь с прилавков исчезли самые популярные и знакомые россиянам с детства бутылки с узнаваемыми этикетками.

По данным источника, в предыдущие годы продажи лимонадов без сахара только росли. Так, год назад эксперты фиксировали рост проданных объемов на 10,7 %, а в деньгах – на 19,9 % за аналогичный период. Нельзя забывать также, что потребительский спрос зависит не только от разнообразия – немалую часть этой динамики можно считать заслугой маркетинговых кампаний западных концернов, ушедших из России в 2022 году.

Coca-Cola приостановила деятельность в России в марте 2022 года, после начала спецоперации. Работать перестал, в том числе, один из крупнейших заводов в Нижнем Новгороде. Тогда же концерн PepsiCo объявил, что отказывается разливать в стране известные газировки, такие как Pepsi, Mirinda и 7Up. Спустя месяцы преемник Coca-Cola HBC на территории РФ – «Мултон Партнерс» – выпускает напитки под марками «Добрый» и Rich. Из продукции PepsiCo в стране производится лишь Evervess и «Русский дар».

В 2023 году на продажи напитков без сахара могут повлиять еще и изменения в законодательстве. С июля вступит в силу новый бюджетообразующий закон, который вводит акцизы на каждый литр сладкой газировки в размере 7 рублей. Дополнительным налогом будут облагаться лимонады, содержащие сахар (в том числе глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), сироп с сахаром, мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 г на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в составе не должна быть больше 1,2 %.

Не попадут под акциз: специализированная и обогащенная пищевая продукция, соки и сокосодержащие напитки, нектар, морс, сироп, молочная продукция, кисель и напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и продуктов их переработки. Также налогом не будут облагать сусло из любого сырья и квас.

Почему напитки из РФ не покупают вместо колы

О перспективах импортозамещения на российском рынке напитков без сахара и о том, реально ли стабилизировать продажи газировки без участия западных брендов, «ФедералПресс» рассказал основатель и глава компании «Витан» Константин Казаков.

«С 2017 года мы были единственным предприятием в России, производящим напитки без сахара и любых подсластителей. Первый такой лимонад выпустили на старте, и в последние два года его стали покупать чаще. В 2021 году на несладкую газировку приходилось 15 % общего объема отгрузки, в 2022 году – 21 %. Есть возможность производить намного больше продукции, поэтому я считаю, что российские предприятия вполне способны заменить западные бренды в 2024 или даже 2023 году», – рассказал бизнесмен.

По словам Константина Казакова, в среднем содержание сахара в обычных лимонадах сегмента масс-маркет достигает 10-16 г на 100 мл напитка. Однако предприятиям, специализирующимся на продуктах для здорового питания, удалось довести содержание опасной добавки до 2,4 г на 100 мл – и газировка при этом осталась сладкой.

«Люди всегда будут любить сладкое, однако государство заботится о здоровье граждан. Закон об акцизах на газировку с сахаром был принят в том числе для борьбы с диабетом – чтобы покупатели реже приобретали вредный товар, а у фирм был стимул снижать содержание сахара.

При этом просто класть меньше сахара в лимонад невозможно – придется создавать фактически новый напиток, что требует времени и средств. Поэтому уверен, что найдутся компании, которые начнут добавлять в лимонад сахар и его заменитель в таких пропорциях, чтобы обойти новый налог – а для здоровья это может быть даже опаснее. Или, к примеру, размещать заводы за пределами страны и ввозить продукцию в РФ без акциза», – объяснил глава «Витана».

Одной из главных причин снижения продаж напитков без сахара в России предприниматель считает нежелание магазинов и торговых сетей сотрудничать с отечественными брендами.

«Компании, подобные моей, могли бы полностью компенсировать ассортимент, пропавший с полок после ухода западных фирм. Есть возможность увеличить производство в два или три раза. Однако ретейлеры и мелкие торговые точки не идут нам навстречу и не закупают больше товара – даже после исчезновения известных газировок Coca-Cola и Pepsi. Продавать обычные лимонады с содержанием сахара до 14 г на 100 мл выгоднее и дешевле для магазина, чем реализовывать здоровую продукцию», – подытожил Константин Казаков.

Фото: Федерал Пресс / Ольга Юшкова, Richard B. Levine via / www.imago-images.de / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.