Новосибирцы в минувшие выходные и в начале нынешней недели столкнулись с сильными снегопадами. Пешеходы пробирались по улицам «собачьими тропами», автомобилисты стояли в километровых пробках, и те, и другие проклинали городские службы, а коммунальщики не справлялись с поставленными задачами. Корреспонденты «ФедералПресс» пообщались с экспертами и выяснили, к каким социальным и политическим последствиям мог привести очередной снежный коллапс в мегаполисе.
Опасные маневры
28, 29 и 30 января в Новосибирске выпало рекордное количество осадков. Местные жители, как пешеходы, так и водители автомобилей, отметили, что давно не видели такого буйства стихии. Люди поскальзывались и падали на тротуарах, которые были не очищены и представляли собой узкие тропы. Автомобилисты стояли в километровых пробках, а также попадали в многочисленные ДТП из-за гололеда и метели.
«Отвратительно были почищены дороги, заужены. Было немало ситуаций, когда из колеи автомобили выкидывало на встречные полосы. Водители разъезжались кое-как, приходилось даже зеркала складывать, чтобы проехать. Взяли еще манеру не убирать снег, пока не кончится снегопад, и машины ездят, накатывают колею. На перекрестках образовываются твердые шишки, которые появляются из-за торможения и разгона автомобилей. Эти шишки негативно влияют на подвеску. «Двойку» нужно поставить тем, кто убирал дороги. Считаю, нужно тщательнее и быстрее убирать улицы», – уверен руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков.
Довольны собой?
Между тем дорожники отчитались о проделанной работе в критической ситуации. Они отметили, что сделали все возможное.
«Сказать, что дорожные службы были не готовы, не скажу. Мы всегда во всеоружии. У нас большой город, много машин. К тому же люди уезжали в центр на выходных, из-за чего образовывались большие заторы», – отметил начальник управления автомобильных дорог мэрии Сергей Эпов.
По мнению специалистов, основными проблемами при снежном коллапсе были вывоз снега задержка уборки в спальных районах, а также нехватка техники и кадров.
«В таких ситуациях снег складываем в лотковую часть и на обочины. Там он быстро скапливается. Нужно много техники, чтобы эти валы увозить. У нас в ДЭУ около 500 единиц. Почти 470 единиц привлекали для работы. Около 140 единиц закрывали подрядчики», – объяснил Эпов.
При этом, как отметил специалист, для решения проблемы во время таких погодных условий требуется еще около 700 единиц техники, содержать которую городу невыгодно из-за простоев – проще нанимать коммерческие компании на условиях аутсорсинга. Но и тут есть сложности.
«Многие подрядчики не успели быстро среагировать, видимо, потому что были выходные. Мы активно привлекаем подрядчиков с прошлого года», – утверждает Эпов.
На сегодняшний день, как отчитались дорожники, на основных магистралях проблема со снежными завалами решена. За ближайшие три-четыре дня рабочие приведут в порядок спальные районы мегаполиса.
«Ошибок не было, все работы были осуществлены по регламенту. Просто связано это с тем, что реально нам не хватило средств для того, чтоб одномоментно в городе навести порядок. В первую очередь навели порядок в центре на основных трассах, спальные районы, частный сектор – улицы второго этапа. Всю работу сделаем, все будут довольны», – уверяет директор «ДЭУ-1» Алексей Лыков.
Будут ли последствия?
Между тем мэр Новосибирска Анатолий Локоть на еженедельном аппаратном совещании во вторник, 31 января, поручил подчиненным вывозить не меньше 20 тысяч кубометров снега ежедневно, а также реагировать на каждое обращение горожан о плохой уборке снега на улицах города.
Губернатор области Андрей Травников признался в эфире телеканала «ОТС», что минувший снежный коллапс на дорогах областного центра – событие на грани чрезвычайной ситуации. Ранее глава региона поручил региональным минтрансу и минстрою помочь городу справиться со снежным пленом.
Вместе с тем некоторые эксперты уверены, что сложившаяся ситуация в мегаполисе не будет иметь политических последствий для властей несмотря на то, что стихия обнажила управленческие проблемы как в городе, так и в регионе в предвыборный год.
«Думаю, что произошедшее ничем не грозит мэру, потому что все и так знают, что город каждую зиму утопает в снегу. Мэрия вместо того, чтоб налаживать работу, все время объясняет это тем, что в других городах таких снегопадов нет. Но, например, в том же Кольцово или в отдельных ЖК мегаполиса дороги и тротуары чистят. Все потому, что в городе неэффективно построена система очистки. Есть проблемы с привлечением подрядчиков и объемами автопарка», – уверен политолог Алексей Мазур.
Кроме того, эксперт отмечает, что есть явные минусы при снегоуборке и в действиях губернатора.
«Ответственность областных властей тут не меньше. Город – это 2/3 области по населению, областной бюджет в три раза больше городского, и заполняется в основном за счет Новосибирска. Но куда он расходуется? Почему только сейчас выяснилось, что область может помогать городу при борьбе со снегом? Почему раньше это не было поставлено на поток? Если губернатор не занимается Новосибирском, то чем он вообще занят?» – интересуется спикер.
Общественник, руководитель Сибирского правового центра защиты прав потребителей Евгений Митрофанов уверен, что последние события приведут к определенным переменам в политической картине города.
«Считаю, команда мэра показала некомпетентность и управленческую импотенцию в деле управления городским хозяйством что обернулось бесконтрольными тратами городского имущества и бюджета. Закономерно разворачивается ситуация, как с бывшим мэром Бердска Потаповым: в отношении него под конец постоянно проводили прокурорские проверки, выносили представления. Это все пошло, как снежный ком, было видно, что человек не справляется. Но по Локтю принципиальное решение, думаю, уже приняли в Москве, в ближайшие полгода у нас действующего мэра не станет. Предполагаю, что он переедет в столицу и займет другой пост. Нас же ожидает назначение сити-менеджера, которого будут выбирать депутаты», – уверен спикер.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева