В начале февраля на Турцию обрушилось землетрясение, которое привело к огромным жертвам и чуть не пошатнуло политические позиции Эрдогана. Спустя месяц страна возвращается к международным экономическим проектам, в том числе к совместному с Россией строительству крупнейшего газового хаба между Европой и Азией.
Зачем нужен газовый хаб
Газовый хаб – это центр хранения и распределения газа, находящийся в центре газотранспортной инфраструктуры. Цель таких проектов в транспортировке голубого топлива от поставщиков к потребителям. В хабе устанавливается цена на топливо, условия контракта и проводятся сделки между участниками торговли.
Президент России Владимир Путин выступил с идеей создания газового хаба осенью прошлого года в ходе «Российское энергетической неделе». Этот проект позволит переместить в Турцию объемы газа, которые раньше шли в Европу через Балтийское море. Тогда же глава «Газпрома» Алексей Миллер поддержал данную инициативу, предложив перенаправить туда все утраченные объемы, ранее поступавшие в европейские страны, а министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез и глава страны Реджеп Эрдоган поддержали разработку проекта.
Напомним, что землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6 произошли 6 февраля с интервалом в девять часов в провинции Кахраманмараш на юго-востоке Турции. Подземные толчки ощущались в 11 провинциях страны и соседних государствах, в том числе в Сирии. Власти Турции назвали землетрясения «катастрофой века», жертвами стихии в стране стали почти 48 тысяч человек.
Возвращение к проекту
Спустя месяц после катастрофы турецкие власти вернулись к обсуждению постройки хаба. Как передает РИА Новости, работа над проектом остановилась из-за тяжелых экономический последствий землетрясений, но сама идея строительства хаба не отменена и даже не отложена. В прошлом месяце все усилия страны были сосредоточены на устранении последствий.
«Поэтому в некоторые другие вопросы были внесены коррективы. Сейчас постепенно мы возвращаемся к вопросам нашей повестки, в которой газовый хаб – ключевой», – передает агентство новостей слова источника, близкого к переговорам Москвы и Анкары.
Ранее о возобновлении переговоров Москвы и Анкары сообщил посол РФ в Турции Алексей Ерхов. Как сообщает РИА Новости, строительство хаба – это долгосрочный проект, рассчитанный на годы.
Выгода для Эрдогана
Дырявые пакеты с санкциями: политолог объяснил, почему Турция не отправляет грузы в РФ
В строительстве газового хаба особенно заинтересована именно турецкая сторона. Президента Реджепа Эрдогана в этом году ожидают выборы, и ему необходимо как можно скорее вернуть страну на стабильный экономический и политический курс. Об этом корреспонденту «ФедералПресс» рассказал Алексей Образцов, доцент Центра азиатских и африканских исследований СПБГУ.
«Конечно, у Турции есть и политический и экономический интересы в строительстве этого хаба. Ради этого все и делается. Турция – одна из тех стран, у которых заявки на место в мире превышают ее экономические и политические возможности. Любой руководитель Турции ищет почву, на которой можно вырастить эти новые возможности. В том числе и Эрдоган», – отметил эксперт.
Он напоминает, что Турция не обладает достаточным запасом природных ресурсов или технологических разработок, чтобы претендовать на первый эшелон мировых экономик, однако может выгодно использовать свое географическое положение и политический нейтралитет.
«Обратите внимание, по своему экономическому потенциалу и ситуации внутри страны вряд ли можно считать Турцию влиятельным международным игроком. Те недостатки, которые стране не удается преодолеть внутри себя, она пытается преодолеть за счет активности на международной арене, как в политических, так и в экономических вопросах, которые на сегодняшний день становятся одним и тем же», – рассказал Образцов.
Можно говорить о том, что, используя сложную политическую ситуацию, Турция пытается получить выгоду из конфликта России с западными странами.
«В этом нет ничего удивительного, все поступают именно таким образом. Просто у Турции это наиболее очевидно, поскольку разрыв между амбициями и реальными возможностями намного больше, чем у той же Германии», – заключил Алексей Образцов.
Фото: Kremlin Pool/Global Look Press / globallookpress.com