«Группа ГАЗ» и автомобильный завод Нижнего Новгорода одержали впечатляющую победу в суде над всемирно известным немецким концерном. По решению арбитражного судьи под арест попали все активы «Фольксваген Груп Рус» и головной компании в Германии – уставной капитал, недвижимость и доли в российских «дочках». Меньше года назад европейские авто собирали механики в Автозаводском районе, а еще раньше – готовились к выпуску совместных продуктов. «ФедералПресс» узнал, как зарождалось и рушилось многолетнее сотрудничество западного и восточного автопрома.
Что произошло
20 марта 2023 года Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил ходатайство компании ООО «Автомобильный завод ГАЗ» об аресте 100 % активов Volkswagen в России. Речь шла не только об имуществе ООО «Фольксваген Груп Рус», зарегистрированной в Калуге, но и о самом концерне Volkswagen Aktiengesellschaft из немецкого Вольфсбурга.
Основанием для ареста ГАЗ объявил расторжение соглашения от мая 2017 года о контрактной сборке автомобилей на заводе в Нижнем Новгороде со стороны VW. Документ действовал до конца 2025 года, но в марте 2022, после начала спецоперации России на Украине, партнеры из Германии объявили о решении прекратить производство своих машин на территории РФ.
По утверждению приволжских автомобилестроителей, это принесло им огромные убытки – 15,6 млрд рублей. Если немецкий концерн сможет уйти с российского рынка, продав все имущество – компенсировать ущерб будет некому.
При этом ходатайство нижегородский ГАЗ подал в рамках дела о взыскании с бывших партнеров данной колоссальной суммы. Иск был подан 14 марта, информация об этом есть в картотеке арбитражных дел Нижнего Новгорода.
Арест активов, в соответствии с определением Арбитражного суда, является обеспечительной мерой, проще говоря – страховкой от продажи концерном Volkswagen своих активов в РФ. Ранее международная компания допустила такой вариант развития событий, однако официально о поиске покупателей не заявлялось.
В списке арестованного имущества VW в России оказались:
- доля 28,06 % Volkswagen Aktiengesellschaft в уставном капитале «Фольксваген Груп Рус»;
- доля 16,8 % Skoda Auto A.S. в уставном капитале «Фольксваген Груп Рус»;
- доля 55,14 % Volkswagen Dinance Luxemburg S.A. в уставном капитале «Фольксваген Груп Рус»;
- 11 объектов недвижимости «Фольксваген Груп Рус», производственное оборудование и другое движимое имущество предприятия;
- доля «Фольксваген Груп Рус» в уставном капитале «Фольксваген КС», «Скания Страхование» и «Скания Финанс».
Суд наложил запреты не только на бывших партнеров из Германии – теперь Федеральная налоговая служба не сможет осуществлять любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала в ООО «Фольксваген Груп Рус» (ФГР), «Скания Страхование» и «Скания Финанс». Это нужно, чтобы у концерна не было возможности перерегистрировать активы на другие юрлица или каким-то образом повлиять на их состояние и объем.
«По утверждению истца, Volkswagen Group планирует в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путем продажи оставшихся активов третьим лицам, что создает риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР, так и отчуждение ФГР отдельных активов, например, принадлежащего ему завода по производству автомобилей в Калуге. Взыскание убытков в пользу истца станет невозможным», – сказано в определении суда.
К этому моменту о вероятном желании Volkswagen окончательно покинуть российский рынок уже несколько месяцев писали зарубежные СМИ.
По словам журналистов, концерн искал покупателя для автомобильного завода в Калуге.
«С каждым этапом эскалации вероятность того, что мы сможем производить там снова в обозримом будущем, снижается», – пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung в октябре 2022 года, ссылаясь на неназванный источник.
«У нас есть недвусмысленное желание полностью уйти из страны», – утверждает еще один анонимный спикер газеты, приближенный к наблюдательному совету VW.
По словам журналистов, руководители Volkswagen пришли к печальному общему решению – другого выхода для российского сегмента бизнеса не предвидится. Однако на официальные запросы от СМИ пресс-служба концерна отвечала, что рассматриваются разные варианты, в том числе и продажа российского автобизнеса третьим лицам, но итогового решения все еще нет.
Два досье: «Группа ГАЗ» и концерн Volkswagen Group в 2023 году
«Группа ГАЗ»
Флагман российского автомобилестроения «Группа ГАЗ» был основан в 2005 году через реструктуризацию активов «Руспромавто». Группа машиностроительных компаний управляется из Нижнего Новгорода – это связано с тем, что Горьковский автозавод и «Павловский автобус» стали первыми предприятиями, купленными для холдинга. В группу входят 13 производств в восьми регионах РФ и сервисные организации. Сейчас предприятия холдинга консолидированы вокруг ПАО «ГАЗ»: на них производятся легковые автомобили, легкие и средние коммерческие авто, грузовики, автобусы, а также другие машины и автозапчасти.
Ключевые структуры «Группы ГАЗ» входят в число активов ООО «Русские машины» – крупнейшего в России производственно-инжинирингового холдинга. Группа появилась в 2011 году на базе машиностроительных активов компании российского предпринимателя и миллиардера Олега Дерипаски «Базовый элемент» (бизнесмен, кстати, родился в Дзержинске). В свою очередь, большая часть активов этой фирмы проведены через кипрский офшор Consultrend Enterprises Limited.
Volkswagen
Главный немецкий автомобильный концерн был назван по марке машин Volkswagen («народный автомобиль»). На данный момент Volkswagen Group состоит примерно из полутора тысяч дочерних фирм, кооперативных фирм и партнерских предприятий. Группу возглавляет автомобилестроительная компания Volkswagen AG, выпускающая машины под брендами Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Scania, MAN и Navistar, и среди прочего – мотоциклы Ducati. Крупнейший акционер – Porsche Automobil Holding SE. Группа компаний имеет штаб-квартиру в немецком городе Вольфсбурге.
Нынешний Volkswagen вырос из фирмы Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens mbH («Общество для разработки немецкого народного автомобиля»), созданной Фердинандом Порше при национал-социалистической организации «Сила через радость» в 1937 году в Берлине. В том же году компания сменила название на Volkswagenwerk GmbH. Первый завод в Вольфсбурге начали строить в 1938 году – он был предназначен для производства военной техники, а не машин, при этом широко применялся труд узников концлагерей.
Официальной дистрибьюцией в России автомобилей Volkswagen, Audi, ŠKODA, Bentley, Lamborghini, Ducati и Volkswagen (коммерческие машины) занимается ООО «Фольксваген Груп Рус». Фирма основана как единый импортер в 2003 году, генеральный директор и уполномоченный концерна по РФ и СНГ – Штефан Меха.
В структуру ФГР, помимо прочего, входит завод в Калуге, выпускавший около 225 тысяч машин в год вплоть до марта прошлого года: это были Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Там же Volkswagen разместили предприятие, производящее бензиновые двигатели мощностью до 150 тысяч единиц в год.
Еще в 2018 году концерн являлся лидером продаж зарубежных авто на российском рынке, производства и сборки авто на месте.
Производство автомобилей на всех российских площадках Volkswagen было остановлено в марте 2022 года – после начала спецоперации РФ на территории Украины. Линии сборки остановились на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, также немецкий концерн прекратил поставки всех машин в Россию.
Как развивалось сотрудничество VW и завода ГАЗ в Нижнем Новгороде
Производить машины Volkswagen в приволжской столице «Группа ГАЗ» начала в 2012 году – первое соглашение о сборке авто по контракту на Горьковском автозаводе было подписано годом ранее. Российским и немецким специалистам удалось организовать полный цикл производства Škoda Octavia и Škoda Kodiaq. Чтобы это стало возможным, европейские партнеры помогли нижегородцам построить новые сборочный и кузовной цеха, обновить цех покраски, улучшить логистику и систему контроля качества, а также наладить производство комплектующих для автомобилей Volkswagen и Skoda.
К 2017 году общая сумма инвестиций в техническое оснащение и инфраструктуру Горьковского автозавода достигла 300 миллионов евро.
В 2017 году Volkswagen Group Rus и ГАЗ подписали соглашения, в которых были обозначены три вектора сотрудничества. Во-первых, проект по контрактному производству автомобилей Volkswagen и Skoda продлили до 2025 года (именно этот документ позже станет основанием для иска ГАЗа к немецким коллегам) и даже решили расширить, запустив сборку новых моделей.
Во-вторых, начались поставки двигателей Volkswagen с завода в немецком Зальцгиттере для автомобилей семейства «ГАЗель Next» – среди них есть разные машины, от бортовых до фургонов и микроавтобусов. Несмотря на заявление президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина о запуске этих модификаций в серию в 2019 году и планах на поставку 200 тысяч моторов, дальше ограниченных партий проект не продвинулся. Из россиян «ГАЗелями» с немецким «сердцем» владеют единицы – цена на машины в период продаж начиналась от полутора миллионов рублей.
В-третьих, началось обсуждение возможного стратегического партнерства между ГАЗом и Volkswagen Truck & Bus. Это подразделение, специализирующееся на производстве тяжелых грузовиков под брендами MAN, Scania и Volkswagen Caminhões е Ônibus. Предприятия подписали соглашение о намерениях – основным вектором сотрудничества должны были стать совместные поставки и сборка деталей автомобилей, а также создание концепций общих продуктов. В более отдаленном будущем предполагалось глобально развивать «Группу ГАЗ» в сегменте коммерческого транспорта, выводя ее на мировой авторынок. Реализовать эти смелые планы в итоге не удалось.
Конец контрактной сборки
С переменным успехом российская группа компаний и немецкий холдинг сотрудничали вплоть до начала марта 2022 года, когда Volkswagen официально объявил о прекращении производства всех машин в РФ в связи с началом российской спецоперации на Украине. Это касалось и завода «Фольксваген Груп Рус» в Калуге, и контрактной сборки в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗа, также был приостановлен экспорт автомобилей в страну.
Примечательно, что губернатор Калужской области Владислав Шапша в тот же день выдвинул свою версию событий. Чиновник рассказал, что производство в столице региона встало из-за отсутствия украинских комплектующих.
«Из-за этого заводы в Германии уже стоят. Начали искать новых поставщиков в России. Первые варианты – есть», – заверил глава российского региона. Позже эта версия не нашла никаких подтверждений.
Руководство VW прокомментировало остановку производства в РФ в своем Twitter.
«Все пострадавшие сотрудники в России получат краткосрочные рабочие пособия, выплачиваемые Volkswagen», – заверили в компании.
Отметим, что к 2021 году Volkswagen едва успел вернуть объем продаж автомобилей в России к доковидному уровню. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), компания реализовала около 198 тысяч машин за год, что составило 11,9 % рынка. Три года назад концерн продал больше автомобилей (211 тысяч в течение 2018-го), а доля компании на рынке была ниже всего на 0,01 % – она составляла 11,8 %.
Судя по данным, опубликованным на сайте «Фольксваген Груп Рус», объем автопроизводства концерна в РФ также снизился в последние годы – или не успел восстановиться до прежнего уровня.
Лидером на рынке зарубежных автомобилей в РФ по итогам 2021 года стала марка Kia. На втором месте по объему продаж оказалась Hyundai, а на третьем – Renault. Volkswagen, три года назад возглавлявший рейтинг, в свой последний год в России смог попасть лишь в топ-10 самых продаваемых марок страны.
Фото: Jan Woitas / dpa / globallookpress.com, MIT Russia / via Globallookpress / globallookpress.com, инфографика: Светлана Возмилова / ФедералПресс