Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Лучшие охотники и рыбаки: как современные удэгейцы живут среди нас

Удэгейцы – коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы – коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

Один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока – удэгейцы. Они живут в современном селе, где есть больница с оборудованием, которому завидуют врачи из Лучегорска, своя пекарня, дом быта, современный сквер с площадкой для воркаута. Но традиционный образ жизни ведут на территории национального парка «Бикин»: отправляются в свои зимовья на родовых участках, где занимаются сбором дикоросов, рыбачат, охотятся. Это единственный национальный парк, где такое возможно. Три раза в год здесь проходят национальные праздники, посетить которые могут все желающие. Как современные удэгейцы смогли сохранить свои традиции, быт и культуру – в материале «ФедералПресс».

Что мы знаем об удэгейцах

Удэгейцы – коренной народ Севера, Сибири и Дальнего Востока. Своими мифологическими предками удэгейцы считали медведей и уссурийских тигров, верили, что Земля – это огромный дракон, лежащий на водной глади. Северный народ жил одним днем, беря от природы все необходимое для выживания.

История народа уходит в далекую древность – в Золотую империю чжурчженей (XII–XIII век), когда предки удэгейцев жили на всей территории Приморского края – от нынешнего Владивостока до Хабаровска.

Но когда в Золотую империю вторглись монголы, удэгейцам пришлось кочевать с одного места на другое. Питались они мясом и рыбой, занимались рыбной ловлей и охотой. Жить приходилось на тех территориях, где было много рыбы и зверя, благодаря чему они стали отличными охотниками. Сегодня удэгейцы практически утратили традиционные промыслы, но у них по-прежнему сохранилось бережное отношение к природе и национальное самосознание.

Где живут удэгейцы

Согласно историческим данным, удэгейцы живут вблизи склонов Сихотэ-Алиня: на востоке до побережья Японского моря, на западе – до рек Хор, Бикин, Большая Уссурка, а также правых притоков Уссури, на северо-востоке – до Императорской гавани орочей, на севере – до территорий найхинских нанайцев, на юге – до границ проживания тазов. Также представители народности обитали вдоль притоков Амура – Урми, Хунгари и Анюй.

Советская власть начала искоренять полукочевой образ жизни и традиционные ремесла. Удэгейцы и другие северные народы стали перебираться в укомплектованные поселки, а их деятельность объединяли совхозы и госпромпрохозы. Благодаря этому появилось девять крупных поселков, в которых помимо русских и других северных народностей сосредоточилась основная масса представителей этноса.

Согласно данным переписи населения России за 2002 год, количество удэгейцев составило 1657 человек, которые проживают в Хабаровском и Приморском краях. Больше всего представителей этого народа зафиксировано в селе Красный Яр в Приморье – 378 человек.

Всего в России есть пять основных удэгейских групп, которые проживают по берегам водоемов. В Приморье – в Красноармейском районе село Рощино, в Пожарском районе – село Красный Яр, в Тернейском районе – село Агзу. В Хабаровском крае – села Арсеньево и Гвасюги.

Чем занимаются удэгейцы

По сей день удэгейцы лучше всех знают повадки таежных зверей. Именно с охотой связан весь жизненный уклад, материальная и духовная культура этого народа. Раньше ходить на охоту начинали с 12 лет и продолжали до глубокой старости. Из снаряжения у охотников были лук, стрелы, копье, большой нож на длинной ручке и носик, а также лыжи и нарты.

Всеми способами охоты удэгейцы владеют до сих пор. Охотники могут распознать животное по царапинам на стволах деревьев, по вмятинам на траве, отпечаткам следов на земле и даже по запаху, который присутствует в округе. Благодаря этим навыкам они могут определить направление движения хищника, а также его пол и возраст.

Как и раньше, удэгейцы охотятся практически круглый год, добычу не заготавливают на долгое время. За новой они отправлялись только тогда, когда заканчивались запасы. Однако во время брачного сезона, времени отела и взросления детенышей у животных охота была запрещена – эти правила действуют веками. Несмотря на то, что сегодняшнее законодательство разрешает охоту круглый год, данная традиция сохранена до сих пор. В это время общины занимаются рыбалкой и собирательством.

Современные удэгейцы добывают рыбу в горных реках, передвигаясь по ним на лодках-долбленках, которые управляются шестами. Так, на Бикине они добывают тайменя, ленка, щуку, хариуса и другие виды рыб традиционными для удэгейца способами: острогами, крючковыми снастями, ловушками и удочками. Раньше из кожи рыб шилась одежда: халаты из рыбьей кожи надежно защищали от дождя, а обувь не промокала и являлась народным аналогом резиновых сапог. Сейчас из рыбьей кожи жители Красного Яра изготавливают в основном миниатюрную одежду на сувениры.

Как выглядят удэгейцы

Удэгейцев относят к монголоидной расе. Однако внешность представителей этой народности от монголоидной отличает более светлая кожа, а также менее выраженная пигментация волос и глаз.

Среди отличительных особенностей внешности удэгейцев – прямые мягкие темные волосы, темные и светлые оттенки глаз, тонкие губы, небольшой нос, высокое плоское лицо с выступающими скулами, коренастое крепкое телосложение, рост низкий или ниже среднего.

Интересно, что и мужчины, и женщины носили длинные волосы. А еще заплетали две косы с прямым пробором. Разница в прическах была только в женских украшениях для кос.

Во что верят удэгейцы

Во всех значимых родовых событиях и традиционных праздниках участвуют шаманы, которые используют варганы, бубны, горловое пение, а также специальные маски «хамбаба». Согласно обычаям, благодаря маске шаманы могут перевоплощаться в духов предков и выходить с ними на связь.

В прошлом удэгейцы верили, что земля держится на спине огромного дракона, который лежит на воде. Позже появилось верование о бессмертии души, которая перемещается между несколькими мирами, а после перерождается в своем роду, но воплощается в человеке другого пола.

Представители народности считали, что мир населен добрыми и злыми духами: гор, озер, болот, воды и тайги. Особенно они почитали духа огня: очаг разводил только мужчина, и огонь в нем никогда не должен был потухать. Для соблюдения традиции при каждом переезде угли из домашнего очага сгребали в опаленную емкость, которую перевозили с собой на новое место.

Важно сохранить язык

Сегодня быт и культура удэгейцев привлекают внимание не только жителей Приморского края, но и туристов. О том, как представители этого народа пытаются сохранить язык и культуру, в интервью «ФедералПресс» рассказала старейшина села Красный Яр Наталья Канчуга.

Какие традиции удэгейцы соблюдают до сих пор?

— Село Красный Яр Пожарского района является одним из самых больших сел, где проживают малочисленные коренные народы – удэгейцы и нанайцы. На сегодняшний день в нашем селе проживает 400 удэгейцев и 100 нанайцев. Село у нас многонациональное, здесь проживает 16 представителей различных национальностей. Со временем традиции стали размываться, язык исчезать. А если нет языка, то нет и культуры. С созданием национального парка «Бикин» в селе Красный Яр начали уделять большое внимание удэгейской культуре. При национальном парке и есть отдел экопросвещения, котором работает преподаватель по удэгейскому языку. Сейчас носителей удэгейского языка осталось мало, но мы стараемся с ними вести диалоги, расспрашиваем, как ранее жили представители народности, и все это рассказываем молодому поколению. В настоящее время мы возрождаем традиции, одна из них – когда охотник уходит на охоту, то он должен дать подношения своим богам, чтобы ему сопутствовала удача, был здоров. Также два раза в год в национальном парке мы проводим удэгейские праздники – это проводы на охоту в октябре и возвращение с охоты в феврале-марте.

Во время праздников проводятся спортивные мероприятия по национальным видам спорта, поем удэгейские песни, играем в игры.

Что делается для сохранения удэгейского языка?

— Благодаря Центру «Амурский тигр» и национальному парку «Бикин» в селе построили детский сад на три группы. Думаю, что у нас он один такой на весь Приморский край: с осени здесь проводятся уроки удэгейского языка – это очень интересно. Дети с младшей группы начинают знакомиться с языком, и для них это интересно.

Как приобщаете к этому современную молодежь?

— На самом деле, наша молодежь сама заинтересована в изучении родного языка. У нас ведется факультатив в школе, они занимаются по удэгейскому учебнику, который написала наша соотечественница из Хабаровского края Валентина Кялундзюга. Дети с 1-го по 4-й класс занимаются по букварю. Занятия в школе проводятся с тех пор, когда в 2020 году во время ВЭФ я обратилась к нашему президенту Владимиру Путину с просьбой помочь в возрождении нашего удэгейского языка. Наши преподаватели прошли курсы в Санкт-Петербурге, и сейчас они преподают для ребят. Все игры мы стараемся проводиться на природе, которые связаны с охотой и рыбалкой, обучаем народным танцам – дети изображают птиц, рыб, зверей – это очень здорово и красиво. Детям и взрослым сшили национальные удэгейские халаты и обувь. Это обязательно нужно увидеть каждому. Мы возрождаем удэгейскую культуру, к нам приезжает большое количество туристов, которые интересуются нашим бытом и жизнью, мы готовим национальные блюда, которые очень нравятся нашим гостям, мы их возим по реке в тайгу, у нас есть свои сакральные места, где мы преподносим подношения нашим богам, просим у них здоровья, удачи, погоды.

У нас также есть свой шаман, и мы сейчас начали как-то чувствовать, что мы действительно удэгейцы. Нас мало, но мы гордимся своим народом.

Насколько важно сохранить обычаи и культуру удэгейского языка?

— Это обязательно надо. Если не будет языка, то не будет никакой культуры и самого удэгейского народа.

Фото: предоставлены национальным парком «Бикин»; ФедералПресс / Светлана Возмилова, Маргарита Неклюдова, Источник карты: © 2ГИС. Городской информационный сервис. www.2gis.ru

Сюжет по этой теме
14 октября 2022, 13:53

Энциклопедия коренных народов России

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.