Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Инвестиции в надежность: как удвоенные капвложения отразятся на работе КТК в 2023 году?

По словам Кайргельды Кабылдина, в 2023 году КТК удвоит инвестиции в нефтетранспортный проект

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), обеспечивающий поставку казахстанской и российской нефти через нефтепровод Тенгиз – Новороссийск и собственный морской терминал на Черном море, в 2023 году планирует вдвое увеличить объем капитальных вложений в инфраструктуру. Об этом заместитель генерального директора КТК по связям с правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин заявил на пресс-конференции в Атырау.

По его словам, в текущем году инвестиции в капитальные проекты, реализуемые на территории России и Казахстана, оцениваются совокупно в $88,1 млн, тогда как по итогам прошлого года данный показатель равнялся $46,6 млн. Бюджет консорциума на этот год утвержден акционерами.

Он сказал, что в этом году часть инвестиций будет направлена на модернизацию резервуарного парка на НПС «Тенгиз» – это необходимо для обеспечения надежности и безопасности оборудования нефтеперекачивающей станции. Сейчас в рамках Проекта устранения узких мест (ПУУМ) сооружаются два новых резервуара РВС-20000, которые заменят старые емкости. Благодаря обновлению через несколько лет на НПС «Тенгиз» заработают шесть новых резервуаров РВС-20000 с объемом, целиком удовлетворяющим потребности по транспортировке нефти, добываемой на Тенгизском месторождении – основном источнике поставок сырья в трубопроводную систему КТК (Атырауская область, на западе Казахстана).

Кроме того, в апреле 2023 года на Морском терминале КТК планируется завершить строительство трех новых систем измерения количества и качественных показателей нефти. Итоговые испытания объектов и необходимая регистрация начнутся после заполнения их нефтью. Это позволит отгружать нефть в три танкера одновременно.

В ближайших планах консорциума – замена старой перемычки на участке КТК (203 км) – «НПС Касымова» компании «КазТрансОйл», которая давно не эксплуатировалась и вышла из строя. Вопрос строительства новой части трубопровода находится в стадии обсуждения с национальным нефтегазовым холдингом «КазМунайГаз», который и инициировал эту реконструкцию.

Говоря о проектах по реконструкции, Кайргельды Кабылдин указал на проблему, связанную с поставками импортного оборудования.

«Мы находимся в постоянном контакте со всеми акционерами по ее решению и делаем все возможное, чтобы ситуация не стала высокорисковой для промышленной и экологической безопасности консорциума. На сегодняшний день для порядка 80 % номенклатурных позиций, требующих альтернативных производителей/поставщиков, были найдены производители в Российской Федерации, при этом для некоторых позиций критически важного оборудования для КТК пока альтернатив не найдено, ведутся изыскательские работы», – подчеркнул он.

Впрочем, сейчас в КТК имеется достаточное количество запасных частей, инструментов и принадлежностей для быстрого проведения ремонтов.

В целом завершенные в декабре минувшего года КТК работы по ПУУМ позволили увеличить пропускную способность нефтетранспортной системы до 72,5 млн тонн нефти в год для нефти из Казахстана и до 83 млн тонн нефти в год с учетом сырья российских грузоотправителей. В текущем году планируется демонтаж старого оборудования в рамках проекта. Инвестиции в проект оценены на уровне $599,9 млн, в том числе на территории Казахстана – $156,4 млн, в России – $443,5 млн.

«Это уже дало консорциуму существенный профицит мощностей, позволяющий удовлетворять все заявки грузоотправителей, поэтому пока мы не планируем дальнейшее увеличение пропускной способности трубопровода Тенгиз-Новороссийск», – отметил он.

Кайргельды Кабылдин сообщил, что полученные заявки от российских и казахстанских грузоотправителей позволят в 2023 году экспортировать на внешние рынки порядка 66 млн тонн нефти. КТК полностью готов к их удовлетворению. Для сравнения, по итогам прошлого года по системе КТК было обработано 527 танкеров и отгружено на экспорт 58,7 млн тонн нефти, включая 52,2 млн тонн нефти, которая поступила из Казахстана (в том числе 29 млн тонн – с Тенгиза, 12 млн тонн – с Кашагана, 10 млн тонн – с Карачаганака, остальной объем обеспечили более мелкие месторождения). Прошлогодние показатели были ниже, чем в предыдущем году, на 58 танкеров и 2 млн тонн нефти соответственно из-за ограничений, связанных с авариями на черноморских объектах консорциума и казахстанских месторождениях. По этой причине в 2022 году Казахстан даже решил найти альтернативные пути для экспорта своей нефти, разработав дорожную карту. В этом году такие поставки, правда, в небольших объемах, начались – нефть стала отгружаться через Каспийское море и далее в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан и через территорию России по трубопроводу «Дружба» в Германию. Но эксперты не расценили эти поставки всерьез как альтернативные: они длиннее и дороже по сравнению с отгрузкой по КТК.

Кайргельды Кабылдин, комментируя этот вопрос, сказал на пресс-конференции, что «КТК был и остается одним из наиболее оптимальных, экономичных и надежных маршрутов транспортировки нефти из Казахстана и Каспийско-Черноморского региона на мировые рынки».

«При этом только самим акционерам и грузоотправителям КТК решать, какие способы им использовать для доставки сырья потребителям. Сам международный консорциум, созданный четверть века назад для укрепления мировой энергетической безопасности, все это время успешно работает в стороне от политики и политику не комментирует», – заявил он. – «Что касается тарифа на перекачку нефти, то он утвержден всеми участниками консорциума, является оптимальным, и, по нашим данным, акционеры его пересматривать не планируют».

Замгендиректора подтвердил, что с начала 2023 года, как и заявлялось ранее, КТК готов к приему повышенных заявок грузоотправителей.

«Пока роста количества заявок свыше 67 млн тонн нефти в год мы не наблюдаем», – добавил он.

Все квоты по сдаче нефти определены акционерным соглашением. В настоящее время акционеры обеспечивают загрузку нефтепровода в объеме менее 87 % от имеющейся проектной мощности. Распределение пропорций между собой является коммерческой тайной, поэтому КТК этот вопрос не комментирует.

В марте текущего года Казахстан пообещал увеличить в этом году объем отгрузки казахстанской нефти через систему транспортировки КТК.

Фото: Аслан Мурат / Пресс-служба КТК

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.