В Тюменской области 86 % местных жителей в возрасте 15 лет и старше используют Интернет, в Югре и на Ямале еще больше – 98 %. Почти три четверти жителей регионов выходят в Сеть со смартфонов. Общество тотально погружено в виртуальную реальность. Как гаджеты влияют на социум, отношения в семье, социальное и умственное развитие детей – на «ФедералПресс».
Влияние гаджетов на социум
Гаджеты и Интернет стали неотъемлемой частью жизни общества, особенно молодежи. Как отметила кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Мария Батырева, молодое поколение постоянно онлайн, с пеленок пользуется гаджетами и не представляет жизни без них. Они привыкли черпать всю информацию из новостных лент в соцсетях и Интернете, общаться через комментарии и читать отзывы, покупать товары онлайн. Все чаще соцсети заменяют хобби и реальное общение.
«Другим поколениям, безусловно, могут быть непонятны такие установки молодых людей и такой образ жизни, и на этой основе, конечно, не могут не возникать конфликты между представителями разных поколений в одной семье», – отмечает Мария Батырева.
При этом социологи обращают внимание в своих исследованиях на тот факт, что возраст приобщения к Сети и соцсетям снижается, все большая часть населения становится интернет-зависимой.
«Это впоследствии может привести к тому, что для наиболее трудоспособной части населения будут характерны низкий уровень социальной адаптации и слабая интегрированность в социальные отношения, что может привести к проблемам во всех сферах жизни общества», – подчеркнула Мария Батырева.
Гаджеты – это очень легкий способ удовлетворить потребности в общении, информации, работе, развлечении. Это привлекательно, потому что требует мало усилий. Такой сигнал дает наш мозг.
«Эта легкость настолько привлекательна, что быстро погружает нас в гаджеты. Когда погружение сильное, реальные отношения страдают, происходит дефицит общения в жизни и семье. Это не улучшает отношения, разъединяет нас на глубинном уровне, потому что все становится очень поверхностным, и общение в том числе. Здесь скрывается большой потенциальный вред для института семьи», – считает нейропсихолог, руководитель нейрошколы «Большая перемена» Галина Губайдуллина.
Отдельная тема – отношения между ребенком и родителями. Мамы и папы повально зависимы от гаджетов. Раньше родители могли поговорить с ребенком по душам, что-то вместе сделать, формировать его личность, влиять на него. «Сейчас реальность такова, что этого становится меньше. Мама в гаджет погружена, и ей самой сложно из него выйти», – констатирует психолог.
Легкий дофамин
Когда мы получаем удовольствие, вырабатывается гормон дофамин. В реальной жизни дофамин достается дорого, нужно что-то сделать: нарисовать, смастерить, победить на соревнованиях.
В гаджетах все по-другому, там дофамин достается очень легко. Когда ребенок играет в компьютерную игру, он лишь делает движения пальцем, получает награды за уровни и испытывает то же самое, как если бы он победил в настоящих соревнованиях. На «легкий и бесплатный» дофамин дети подсаживаются очень сильно. Занятия, которые способствуют выработке дофамина при больших усилиях, например, чтение книги, становятся непривлекательными.
«Легкий дофамин – беда общества. Обесценивается все, что требует усилий. Философия быстрого получения удовольствия становится повсеместной. Это отвлекает детей от реальной жизни, не учит что-то создавать и получать от этого удовольствие, отучает детей быть целеустремленными и упорными в достижении целей», – пояснила Губайдуллина.
Как гаджеты влияют на развитие детей
Бесконтрольное использование гаджетов влияет на умственное развитие. Наш мозг руководит телом, тело – инструмент, которым мы взаимодействуем с миром. Когда ребенок играет в компьютерную игру, его мозг развивается не по правилам природы, заявила нейропсихолог.
В нормальных условия у ребенка должны созревать механизмы для дальнейшей успешной деятельности и учебы, например, пространственное восприятие, правильная интеграция сенсорной информации – пространственной, аудиальной и зрительной. Например, ребенок, играя в реальной жизни с мячом, начинает понимать и ощущать, как устроено пространство: где низ и верх, какое расстояние до определенного объекта и др.
Механизм пространственного восприятия очень важен для дальнейшей учебы в школе, обучения математике и русскому языку, логико-грамматическим конструкциями, пониманию времени. Это азы, фундамент. А в гаджетах и компьютерных играх все искажается. Там, чтобы перепрыгнуть 10 метров, нужен один клик.
«Мозг учится тому, что это возможно. Есть в мозге зона, которая соединяет в себе все сенсорные стимулы и делает выводы, и она развивается искаженно, неправильно. Сейчас в школе идет лавинная дезадаптация и дислексия, когда с трудом дети учатся читать, делают много ошибок в письме. В этом виновато и повальное увлечение с ранних возрастов гаджетами», – считает нейропсихолог.
Социальное поведение у детей эпохи гаджетов неадаптивное. Они становятся немотивированными, ленивыми и капризными, им сложно учиться, и это тянет за собой безответственность. Когда ребенок растет в социальной среде, играет в дворовых играх, то очень быстро формируется фактор регуляции контроля своей деятельности, он понимает, как нужно и не нужно себя вести, ставит цель достичь успеха в игре и упорно добивается ее.
«Это было при старой дворовой культуре, когда дети играли во дворе и взаимодействовали друг с другом. Сейчас не нужно ни с кем считаться, упорно трудиться – отсюда печальные результаты в школе. И дети не усваивают социальные роли, им сложно адаптироваться. Это результат замены живой социальной и игровой культуры на виртуальную», – заявила Губайдуллина.
При частом использовании гаджетов у ребенка сильно истощается мозг. Когда ребенок смотрит непознавательный и несодержательный контент, а низменный и развлекательный (страшилки, ролики с агрессией, быстроменяющиеся картинки), то мозг быстро устает, потому что происходит большое эмоциональное напряжение, а реакции тела нет. Когда ребенок радуется, он прыгает, происходит разрядка, тело отдыхает. За гаджетом ребенок может сидеть часами неподвижно.
Результат – ребенок становится капризным, часто плачет, у него возникают страхи. Дети становятся эмоционально невыносливыми и неустойчивыми, перевозбужденными.
«Если дети – наше будущее, то такое общество мы рискуем получить. Мы переходим в виртуальную реальность, и однозначно через одно-два поколения будет совершенно другое общество», – констатирует Губайдуллина.
Как использовать гаджеты не во вред
Психологи советуют родителям осознать опасность бесконтрольного использования гаджетов и погружать в реальность ребенка и самих себя в первую очередь. Вариантов масса: семейные обеды, совместное чтение книг и просмотр интересных и познавательных фильмов с обязательным обсуждением в конце, прогулки и поездки без гаджетов на природу.
И нужно устанавливать четкие и незыблемые семейные правила использования гаджетов для всех без исключения, чтобы они не приносили вреда развитию ребенка и отношениям в семье. Важно прописать, когда и сколько по времени можно сидеть за смартфонами, играми и компьютером.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова, Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»