Вторая мировая война, унесшая, по разным оценкам, от 70 до 85 миллионов жизней, завершилась в сентябре 1945 года. Современники не зря окрестили ее «войной моторов», ведь именно она стала ареной противостояния передовых военных технологий того времени. На какой технике ковали Победу наши деды и прадеды – читайте в материале «ФедералПресс».
Как автомобили заменили гужевой транспорт
Первые самодвижущиеся экипажи с двигателем внутреннего сгорания появились в конце XIX века. В 1895 году немецкий инженер Карл Бенц (1844–1929) изготовил первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а его соотечественник Готтлиб Даймлер (1834–1900) – первое такси и грузовик. Это стало зарождением автомобильной промышленности. К слову, спустя всего лишь пять лет появился первый в мире гоночный легковой автомобиль марки Mercedes.
Автомобиль экономически полностью победил гужевой транспорт в Европе к 1920 году. Самой передовой автомобильной страной к концу 20-х годов XX века были США с 23 млн 431 тысячами автомобилей. Для сравнения, в Европе имелось 3 млн 103 тысячи машин, а в СССР к 1927 году лишь 12 тысяч автомобилей.
Ситуацию с автомобильным транспортом в Стране Советов коренным образом изменила индустриализация, которая стартовала в мае 1929 года. Начались процессы урбанизации – появились десятки новых городов и запустился процесс активного развития промышленности, в том числе автомобильной. К 1930 году СССР вышел на второе место в мире и первое в Европе по темпам производства грузовиков.
Война моторов
Вторая мировая война стала самой кровопролитной и разрушительной в истории. Одной из ее главных особенностей стала высокая маневренность и технологичность.
«Вне всякого сомнения, в большей степени Вторая мировая война – это война техники, маневренная война. Активное применение сложных технических устройств, война танков, авиации. Вторая мировая и Великая Отечественная показали, что превосходство в создании военной техники обеспечивает победу на поле боя. Что современная война не может строиться, как войны XIX века, на большом количестве живой силы. Что техническое превосходство и конструкторский ум является одним из важных составляющих победы», – рассказал «ФедералПресс» член ассоциации историков Союзного государства, эксперт РВИО Александр Макушин.
Чтобы победить, Советскому Союзу пришлось создать военную машину, гораздо более современную и эффективную, чем немецкая. Красная Армия буквально училась на ходу.
«Ни французская армия, ни армии других стран до 1941 года не могли найти противоядие новым принципам войны, которые немецкий военный ум смог осмыслить и переработать. Они были сломлены советской армией, которая во многом все это заимствовала. После побед 1943 и 1944 годов она стала такой же армией моторов, где основой была либо колесная техника, либо гусеничная», – объяснил историк.
Советский автомобиль ГАЗ-А
Рассказывая об автомобилях войны, нельзя обойти стороной появление ГАЗ-А, первого массового советского автомобиля. В 1929 году правительство СССР решило воспользоваться западными наработками и купило у компании Ford технологии на производство Ford Model A. Автомобиль, получивший название ГАЗ-А, выпускался с 1932 по 1936 год на заводе ГАЗ и с 1933-го по 1935-й на заводе КИМ (будущий «Москвич»). Он практически ничем не отличался от американской модели, кроме видоизмененной решетки радиатора.
ГАЗ М-1 «Эмка»
Этот легковой автомобиль выпускали с 1936 по 1942 год в кузовах седан, фаэтон и даже пикап. Привод был на задние колеса, грузоподъемность – 500 кг. «Эмка», как ее называли в народе, была спроектирована по образу Ford Model B (1932–1934), документацию на который еще до серийного выпуска автомобиля в США – в 1929 году – американцы передали Советам.
Хоть «Эмка» и была похожа на Ford A, но ее техническая начинка была другой. Машину следовало адаптировать к советским условиям эксплуатации. Этим занялись инженеры под руководством Андрея Липгарта (1898–1980). Автомобиль пришел на смену ГАЗ-А.
ГАЗ-М1 значительно отличался от «Форда». Была переработана конструкция рамы и подвески, изменено рулевое управление, тормоза, были установлены штампованные диски вместо спицованных. Двигатель ГАЗ-М модернизировали по образцу Ford B, внесли изменения в конструкцию коробки передач.
Советские инженеры смогли создать современный, по меркам 30-х годов, автомобиль, который получился даже чуть лучше, чем более поздние конструкции Ford, где подвеска с устаревшей конструкцией использовалась до 1948 года.
В конце 1930-х годов конструкторы решили модернизировать старый двигатель «Эмки» – за образец они взяли мотор Dodge-D5. Так в 1940 году появился автомобиль ГАЗ-11. Его двигатель имел объем 3,5 литра и 76 лошадиных сил. На базе мотора ГАЗ-М11 были созданы опытные образцы двигателей «Победы» и автомобиля ЗИМ.
В годы войны большая часть «Эмок» находилась в рядах РККА, где они были штабными или командирскими автомобилями.
Маршальский автомобиль ГАЗ-61
Полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости был спроектирован в конструкторском бюро Виталия Грачева (1903–1978). Он стал первым в мире комфортабельным внедорожником с кузовом седан (ГАЗ 61-40). Во время войны автомобилями ГАЗ-61 пользовалось высшее командное руководство РККА: маршалы Георгий Жуков (1896–1974), Иван Конев (1897–1973) и Константин Рокоссовский (1896–1968).
Модификация ГАЗ 61-417 с завода отправлялась сразу на фронт. Автомобиль комплектовался 57-миллиметровой противотанковой пушкой. С 1942 года эту модификацию перестали производить из-за недостатка деталей кузова и двигателей. Серьезные возможности на бездорожье автомобилю придавал двигатель ГАЗ-11, он позволял использовать машину для перевозки тяжелых прицепов и артиллерийских орудий.
ГАЗ-61 очень высоко ценился среди военных. Конструктор Виталий Грачев вспоминал, как генерал Константин Вершинин (1900–1973) забрал у него машину, когда Грачев приехал в Старую Руссу по фронтовым вопросам. «Вы себе еще сделаете, а мне без нее никак», – якобы сказал будущий маршал авиации.
Первый внедорожник в СССР ГАЗ-64
Еще один джип, но с открытым кузовом и без дверей, выпускался с 1941 по 1943 год. Всего было произведено 672 автомобиля. В Красной Армии его использовали для перевозки пехоты. К сожалению, «живых» автомобилей уже практически не осталось. Сохранившиеся до наших дней ГАЗ-64 в основном являются переделками ГАЗ-67Б.
Своим кузовом ГА3-64 был похож на Ford Pygmy. Спроектировали его в рекордные сроки – за 51 сутки. В ходе испытаний машина показала отличную проходимость: смогла пройти по снегу глубиной 25 см, буксируя 45-миллиметровую противотанковую пушку. Максимальный угол подъема составлял 42 градуса. Двигатель на ГАЗ-64 ставили от грузовика ГАЗ-ММ, а шасси – от ГАЗ-61.
К созданию первого советского джипа приложили руку генсек Иосиф Сталин (1879–1953) и ряд высокопоставленных военных. Последние были недовольны характеристиками автомобиля и считали, что ему не место в армии. Одним из существенных недостатков автомобиля стала плохая боковая устойчивость, которая была вызвана зауженностью колеи внедорожника.
ГАЗ-67
Для того чтобы повысить устойчивость ГАЗ-64, инженерам пришлось существенно переработать автомобиль – изменить раму и конструкцию задней подвески. Система питания двигателя тоже изменилась, установка трофейного карбюратора «Стромберг» позволила поднять мощность до 54 лошадиных сил. Позднее советская промышленность наладила выпуск отечественных карбюраторов для джипа.
Изменений в конструкции было так много, что разработчики присвоили автомобилю новый индекс 67. Джип производился с 1943 по 1953 год. В 1944 году появилась его улучшенная модификация – ГАЗ-67Б. На фронте он использовался в качестве разведывательного автомобиля, возил пехоту и служил легким артиллерийским тягачом.
«Виллис» (Willys MB)
Переднеприводный или полноприводный джип без дверей был разработан для армии США в 1940 году в качестве легкого командирского автомобиля. Выпускался с 1941 по 1945 годы на заводах Willys-Overland Motors. В Красную армию поступал по ленд-лизу с 1942 года. Использовался так же, как ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Имел очень большую популярность среди советских солдат.
В 1943 году были устроены сравнительные испытания между «Виллисом» и ГАЗ-64. Оказалось, что отечественный джип был более проходим, чем «Виллис». Кроме того, несмотря на то, что «газик» был почти на 200 кг тяжелее, он всего на пару километров отставал от зарубежного собрата по максимальной скорости на шоссе, проселку и бездорожью – все благодаря более тяговитому двигателю.
Военные «Вилиссы» сохранились и по сей день. На сайтах объявлений за машины в разной степени сохранности просят от 750 000 до 1 150 000 рублей.
Грузовики ГАЗ-АА
Одним из самых массовых грузовых автомобилей, участвующих в Великой Отечественной, стал ГАЗ-АА, «Полуторка», как называли ее современники из-за грузоподъемности в полторы тонны. Первые автомобили были приобретены в США на заводе Ford: сначала в СССР собирали обычные Ford AA, а потом, после локализации, «полуторку» начали выпускать в городе Горьком. Первый автомобиль покинул стены завода в 1932 году.
ГАЗ-АА отличался от своего американского предшественника усиленным рулевым механизмом, картером сцепления и наличием воздушного фильтра. Сначала кабина автомобиля выполнялась из дерева, но потом ее стали делать из металла. Еще одна модернизация произошла в 1938 году, когда на горьковские автомобили стали устанавливаться двигатели мощностью 50 лошадиных сил. Новая модель получила название ГАЗ-ММ.
После начала войны «полуторку» пришлось упростить для массового производства – советские инженеры выпустили модель ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13), которая отличалась от «базовой» версии грузовика брезентовой крышей, упрощенными крыльями и отсутствием бамперов. Глушителя и передних тормозов на военной машине образца 1943 года тоже не было. Фару на заводе устанавливали только одну, как и стеклоочиститель – со стороны водителя.
Можно сказать, что «полуторка» – это один из символов Победы. Эти автомобили возили солдат, на них спасали раненых, подвозили боеприпасы и эвакуировали людей по «Дороге жизни». Всего с 1932 года был выпущен почти миллион «полуторок» – около 985 000 штук.
ЗИС-5
Советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны, ЗИС-5, начали выпускать в 1933 году на заводе имени Сталина в Москве. Этот автомобиль стал вторым по массовости производства в СССР в период с 1933 по 1948 год. ЗИС-5 стал результатом развития грузовиков АМО-2 и АМО-3.
Как и в случае с ГАЗ-АА, ЗИС-5 стал локализованной версией американского грузовика Autocar Dispatch SA. На автомобиль устанавливался нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 5,5 литра. Советские конструкторы доработали его, улучшили систему охлаждения, карбюратор, воздушный фильтр, усилили раму и задний мост. Изменилась и коробка передач.
С 1943 года ЗИС-5 выпускался в упрощенной модификации ЗИС-5-В. Он отличался облегченной кабиной, упрощенными крыльями, отсутствием тормозов на передней оси и наличием одной фары со стороны водителя.
Более грузоподъемная версия автомобиля, способная перевозить 4 тонны, называлась ЗИС-6, однако из-за сложностей производства после начала ВОВ его выпуск был прекращен.
ЗИС-5 с честью вынес все тяготы войны. Красная Армия использовала его и как гражданский, и как военный автомобиль. Так, на платформу грузовика монтировались пусковые установки ракетной системы БМ-13 («Катюша»).
«Студебеккер»
Studebaker US6 – самый массовый грузовик США, который поставлялся в СССР по ленд-лизу. Он отличался от советских грузовых автомобилей повышенной грузоподъемностью и проходимостью. Несмотря на то, что US6 имел паспортную грузоподъемность в 2,5 тонны, после испытаний, проведенных Главным автомобильным управлением Красной Армии (ГАУ), было рекомендовано увеличить допустимую нагрузку до 4 тонн. По хорошим дорогам автомобиль мог перевозить и 5 тонн груза. Можно предположить, что «Студебеккеры» грузили не «по паспорту», а исходя из потребностей фронта. US6 стал основным шасси для установки БМ-13.
Интересный факт – «Студебеккер» не состоял на вооружении армии США, а преимущественно экспортировался. Дело в том, что двигатель US6 не соответствовал принятым стандартам Соединенных Штатов. После окончания войны многие уцелевшие грузовики были отправлены обратно в Америку.
Легендарный танк Т-34
Рассказать про все танки, которые стояли на вооружении Красной Армии, в рамках этой публикации не представляется возможным. Редакция «ФедералПресс» выбрала наибролее массовые, известные и запоминающиеся модели, которые помогли советскому народу выиграть самую кровопролитную войну в истории.
История танка Т-34 началась в 1937 году, когда конструкторскому бюро Харьковского танкового завода № 158 была поставлена задача разработать современный, маневренный средний танк с дизельным двигателем. В производство новый танк пошел в 1939 году, а в полноценную эксплуатацию в армии – в 1940-м.
Отдельного повествования заслуживает двигатель В-2, который по конструкции значительно опередил свое время. Конструкторам была поставлена задача создать двигатель мощностью 400–500 лошадиных сил, пригодный к установке на танки и другую гусеничную технику. Получился V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель с верхним расположением распределительных валов и четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель значительно опередил свое время, потому что множество современных автомобильных ДВС созданы по такой схеме. Позднее эта конструкция доказала свою эффективность как на тяжелых, так и на легких двигателях внутреннего сгорания.
Т-34 стал одним из символов Победы и самым узнаваемым советским танком. Некоторые исследователи называют его лучшим средним танком Второй мировой войны.
КВ-1
Советский тяжелый танк был назван в честь Климента Ефремовича Ворошилова, выпускался с 1939 по 1942 годы. Впервые боевую машину применили во время Советско-Финской войны. В первом бою в составе экипажа присутствовали инженеры Кировского завода. Реальные испытания показали преимущества тяжелой брони танка – ее не смогла пробить ни одна противотанковая пушка. Серийное производство танков началось в 1940 году на Челябинском тракторном заводе.
Во время блокады Ленинграда производство танков КВ не останавливалось. Оно шло медленно, из деталей, которые оставались на складах, но в ноябре 1941 года, когда блокада уже была установлена, были изготовлены два танка. Всего, по разным источникам, с 1941 по 1943 год было собрано 70 танков. Все они пошли на нужды Ленинградского фронта.
Военные технологии – в мирную жизнь
Противостояние разных конструкторских школ оказало большое влияние на автомобильную, военную, авиационную и другие виды промышленности. Наработки, которые были внедрены при создании военной техники времен Второй Мировой войны, используются до сих пор. Например, танковый двигатель В-2 оказался настолько удачным, что его производят даже сейчас, правда, глубоко модернизированным: на танки Т-72 устанавливался двигатель В-46, а на боевые машины Т-80 и Т-80М – В-92. Несмотря на значительные отличия и разницу в мощности, по сути это тот же В-2.
«Полуторки» можно было встретить на дорогах СССР аж до конца 1960-х годов. ЗИС-5 в модернизированном виде производился до 1958 года, а затем изменил свой облик и выпускался до 1965 года – деревянную кабину и оперение заменили на аналогичные в стиле ГАЗ-51. Послевоенный грузовой автопром в виде ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-52, ГАЗ-53 создавался с оглядкой на опыт, полученный в ходе эксплуатации фронтовых ЗиСов, ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ.
ГАЗ-67 нашел свое продолжение в ГАЗ-69, который стал одним из самых массовых послевоенных внедорожников – всего было выпущено более 600 тысяч штук. Он оказался более комфортным, однако сохранил выдающуюся «военную» проходимость. В дальнейшем опыт создания «газика» пригодился при проектировании знаменитого ульяновского джипа УАЗ-469, который производился до 2007 года. В 2010 году Ульяновский автозавод выпустил ограниченную серию 469-х, посвященных 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о трогательных и бравых фронтовых письмах солдат с полей ВОВ.
Фото: РИА Новости / Юрий Долягин, РИА Новости / Макс Ветров, РИА Новости / Илья Питалев, РИА Новости / Константин Михальчевский, РИА Новости / Виталий Аньков, РИА Новости / Алексей Никольский, РИА Новости / Александр Гальперин, РИА Новости / Максим Захаров, РИА Новости / Михаил Озерский, РИА Новости / Павел Лисицын, РИА Новости / Пресс-служба МИД РФРИА Новости / Виталий Тимкив, РИА Новости / Алексей Даничев, РИА Новости / Хоменко
День Победы – 2024