Россияне стали чаще покупать легковые электромобили. Рост продаж обеспечивают меры государственной поддержки, делающие их покупку привлекательной. Это льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических, благодаря которым они получают скидку в размере 25 %, а также создание специальной инфраструктуры, отмена транспортного налога и бесплатная парковка в некоторых регионах. Помогут ли эти меры развитию отечественного автопрома и созданию устойчивого спроса на электрокары? Ответы на эти вопросы прозвучат на площадке XXVI Петербургского международного экономического форума 14–17 июня 2023 года. «ФедералПресс» выяснял это прямо сейчас.
Мода на электрокары
Судя по данным «Автостата», в 2023 году в России ожидается абсолютный рекорд по продажам легковых электромобилей. За истекший апрель по сравнению с апрелем прошлого года объем продаж таких машин на российском рынке вырос почти в 5 раз – со 180 до 861 соответственно, продемонстрировав повышенный интерес к ним со стороны отечественных автолюбителей. По итогам всего 2022 года россияне приобрели 2998 новых легковых электромобилей, что на 33 % больше, чем годом ранее. Подобных показателей на российском рынке еще не было. В прошлом году в сегменте продаж новых электромобилей в «тройку» лидеров вошли американская Tesla (+35 % до 991 электрокара), немецкая Volkswagen (рост в 40 раз до 435 машин) и немецкая Audi (–20 % до 308 машин). Четвертую строчку по результатам минувшего года уверенно занял российский Evolute, производство которого было начато в Липецкой области только прошлой осенью (252 электромобиля). А пятое место принадлежит немецкому Porsche (–67% до 194 машин).
Сегмент подержанных электромобилей по итогам прошлого года, напротив, продемонстрировал падение объема продаж на 3 % к предыдущему году – до 8868 автомашин. При этом, по данным «Автостата», было продано электрокаров с пробегом Nissan в количестве 4944 единиц (56 % доли), Tesla – 1923 единиц (25 %), BMW – 305 единиц, а на такие бренды, как Hyundai, Porsche и Audi, пришлась продажа более чем 200 электромобилей для каждого.
Лидером по продажам подержанных электромобилей в прошлом году стала Москва (1346 единиц и с долей рынка свыше 15 %). Второе место принадлежало Краснодарскому краю (697 единиц). Третью строчку заняла Иркутская область (611 электрокаров), которая в 2021 году продала электромобилей больше других. «Пятерку» регионов, в которых отмечались наибольшие продажи подержанных автомобилей с электроприводом замыкали Санкт-Петербург (561 единиц) и Московская область (560 единиц). В остальных регионах количество приобретенных электромобилей с пробегом не превышало 500 единиц.
Председатель ассоциации развития электромобильного беспилотного подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева, комментируя по просьбе «ФедералПресс» тенденции рынка отечественного электротранспорта, заметила, что на сегодняшний день есть несколько факторов, которые могли повлиять на рост продаж электромобилей. Первый фактор – это очень серьезные меры государственной поддержки по развитию электротранспорта, заключающиеся в предоставлении субсидии на покупку новых машин российского производства, отмена транспортного налога в 29 регионах, возможность пользования бесплатными парковками, что особенно важно для мегаполисов, где стоимость автопарковки может достигать до 500 рублей за час, как, например, в Москве.
Второй фактор – это дешевизна эксплуатации электромобиля – она в 10 раз отличается от использования топливных автомобилей.
«Если на бензине у нас километр пробега стоит 4–5 рублей, то на электромобиле это где-то 50 копеек – 1 рубль – это большая разница. Плюс это связано с эксплуатацией, потому что деталей в электромобиле на 30 % меньше, соответственно, сервиса меньше: масел нет, колодки практически не меняются, потому что торможение происходит в большинстве случаев за счет рекуперации. И в итоге стоимость владения получается значительно дешевле», – пояснила она.
Третий момент – развитие мирового рынка электромобилей и запрет на продажи бензиновых и дизельных автомобилей в некоторых странах (так, в Норвегии эта норма начнет действовать с 2025 года, в Германии – с 2030-го, во Франции – с 2040-го). «То есть мир перестраивается на электромобили: купив сегодня бензин, завтра его будет сложно продать», – говорит Ия Гордеева.
И четвертый фактор – это сложная геополитическая ситуация, переключившая российских потребителей на быстро растущий рынок китайских автомобилей. «Китайский рынок электрифицирован, только зарядок там больше 4 млн, а рост количества электромобилей, по статистике, превышает 80 % в год. Поэтому естественно, что на сегодняшний день в страну ввозится большое количество китайских машин, и они имеют электрическую начинку», – отметила глава АЭТИ.
В целом на сегодняшний день в России зарегистрировано 24,5 тыс. электромобилей.
Одним из ключевых драйверов рынка является рост производства российских электромобилей.
Отечественный драйв
По итогам 2022 года в России было произведено около 2 тыс. электромобилей. А в текущем году этот показатель планируется увеличить в 9 (!) раз – приблизительно до 18 тыс. единиц, а в следующем году – в 18 (!) раз – до 36 тыс. единиц.
В начале этого года российский рынок отметился появлением в дилерском центре в подмосковных Химках первого электрокроссовера «Москвич 3е» с электрической силовой установкой мощностью 68 л. с., запасом хода без зарядки 410 километров и стоимостью 3,5 млн рублей. Было объявлено о планах в 2023 году выпустить 10 тыс. таких автомобилей, на которые будет распространяться специальная государственная субсидия в сумме 925 тыс. рублей – ее можно оформить по программе льготного автокредитования, как и в случае с отечественным электрокаром Evolute i-PRO. А в 2025–2026 годах ожидается создание на базе «Москвича» отечественной платформы электромобилей и выпуск автомобилей с основными комплектующими российского производства.
Также в 2025 году в России планируется запуск серийного производства электромобилей «Атом» в количестве 200 штук в год – его прототип был представлен в Москве в мае этого года международным стартапом «Кама». Сейчас «Росатом» разрабатывает двигатель и создает электропривод. Аккумуляторные батареи с запасом хода 500 километров поставит «РЭНЕРА», входящая в «ТВЭЛ» – эта компания, созданная для развития и продвижения накопителей энергии для электромобилей и недавно почти целиком консолидировавшая южнокорейскую компанию Enertech, в 2025 году намерена запустить в Калининградской области первую очередь завода по производству литий-ионных батарей и систем накопления энергии. При определенном спросе в 2030 году мощность предприятия может достигнуть 2 ГВт/ч в год. Проблем с обеспечением сырья в России не должно возникнуть: литий содержится в 16 российских месторождениях в общем объеме 1–1,5 млн тонн, и эта ресурсная база – одна из крупнейших в мире.
Согласно Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной постановлением правительства в августе 2021 года, к 2024 году в России планируется производство уже 25 тыс. электротранспортных средств; запуск в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций, из которых не менее 2,9 тыс. штук – быстрые зарядные станции. В 2030 году в стране планируется выпуск уже 220 тыс. новых электромобилей в год, а общее количество электротранспортных средств должно превысить 1,4 млн штук – по сбалансированному сценарию, предполагающему максимальную поддержку развитию инфраструктуры и спроса в течение первых трех лет проекта, это 15 % общего объема рынка автотранспортных средств в 2030 году. К этому времени планируется установить 144 тыс. зарядные станции (из расчета 10 электромобилей на 1 такой порт), 60 % из которых будут медленные электрозарядные станции. В документе предусмотрен еще инерционный сценарий, подразумевающий в 2030 году производство около 100 тыс. электротранспортных средств с доведением общего количества до 540 тыс. единиц в год (5 % общего объема рынка автомобилей) при полном отсутствии стимулирования развития транспорта и инфраструктуры; а также сценарий ускоренного развития – это когда активная поддержка инфраструктуры, стимулирование спроса и ограничение на использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания (по примеру Западной Европы, США и Китая) позволит в 2030 году довести общий парк электротранспортных средств до 3,23 млн в год с 30 %-й долей рынка.
По мнению Ии Гордеевой, достигнуть планируемых показателей в рамках базового – сбалансированного – сценария вполне реально, особенно в части зарядной инфраструктуры.
«В следующем году мы ожидаем значительного прироста и за счет мер поддержки, и за счет интереса бизнеса к развитию инфраструктуры, поскольку большинство производителей на сегодняшний день заявляет о развитии производства электромобилей. <…> У нас появился Evolute пятью моделями, «Москвич», Lada e-Largus, «Кама», которая ожидается к выходу, «Автотор» объявил о выпуске электромобилей и так далее. <…> Те объемы, которые озвучивают производители, тоже соответствуют объему, который установлен на 2024 год, поэтому, конечно, будем ожидать исполнения задуманного», – отметила она.
Несмотря на то, что основная доля продаж электромобилей в России пока приходится на импортные модели, в обозримом будущем конкуренцию им сможет составить более доступный в ценовом отношении отечественный легковой электротранспорт. Одним из ключевых условий роста рынка станет повсеместное развитие инфраструктуры для зарядки таких автомобилей.
Зарядиться инфраструктурой
Сегодня в России работает свыше 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС. И их количество постоянно растет благодаря запущенной год назад трехлетней программе субсидирования.
По данным правительства РФ, в 2022 году в 12 пилотных российских регионах было создано 439 быстрых зарядных станций. В 2023 году субсидии на ввод в эксплуатацию быстрых зарядных станций получат 34 пилотных региона. К 2024 году общее количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка 3 тыс. штук. При этом субсидии на строительство одной электрозарядной станции составляют 2,7 млн рублей, из которых порядка 1,8 млн рублей – на покупку оборудования и 900 тыс. рублей – на технологическое присоединение.
К примеру, в Нижнем Новгороде в 2022 году благодаря вводу в строй 62 зарядных станций их общее количество выросло до 82. Всего в рамках запущенного в январе текущего года правительством Нижегородской области проекта по развитию автомобильного электротранспорта по принципу «от зарядки до пользователя» здесь планируется сформировать комплекс из 280 электромобилей и 120 зарядных станций.
Еще один из крупных хабов для зарядки электромобилей площадью более 1,5 тыс. квадратных метров, включающий помимо зарядных портов еще и трансформаторную станцию, скоро появится на западе Москвы.
По словам Ии Гордеевой, в прошлом году по программе субсидирования быстрых зарядных станций в России было установлено 834 портала. В этом году планируется установка еще порядка 1300 станций.
«Первый год показал колоссальный рост количества быстрых зарядных станций по сравнению с предыдущими годами. <…> В этом году, соответственно, удвоение количества предполагается – это только за счет субсидий. Субсидирование дало небывалый толчок для развития производства, разработки, поддержки НИОКР», – отметила она.
Сейчас Минстрой, Минэнерго и Ростехнадзор заняты оценкой целесообразности обязательной установки зарядных станций при строительстве общественных зданий и многоквартирных домов. Рассматривается возможность установки медленных зарядных станций в подземных или наземных паркингах многоквартирных домов без обращения в энергокомпании. Принятое два года назад положение о запрете установки зарядных станций в подземных паркингах сыграло против развития этого сегмента рынка.
«На сегодняшний день был введен свод правил по пожарной безопасности, который ограничил установку зарядных станций минус первым этажом. То есть глубже нельзя в подземных паркингах ставить. И сейчас ведется работа по снятию этого ограничения. <…> В этом году мы ожидаем изменения, это очень важно для рынка. Потому что основная зарядка, частая зарядка происходит, конечно, в тех местах, где живет владелец электромобиля», – сказала Ия Гордеева.
Комментируя вопрос, касающийся установки зарядных станций при строительстве жилых домов и общественно-деловых зданий, председатель АЭТИ заметила, что во многих регионах на сегодняшний день уже приняты такие разрешительные документы. К примеру, региональный методический документ, содержащий обязательные требования по установке зарядных станций при строительстве жилых домов и общественно-деловых объектов с участием государства, имеется в Санкт-Петербурге, здесь же внесены соответствующие разрешительные изменения в правила землепользования и застройки города.
«Сейчас был утвержден новый свод правил стоянки автомобилей, где тоже определены потребность и требования к установке зарядных станций при строительстве парковочных пространств. <…> При новом строительстве инфраструктуру строить в разы дешевле», – отметила она.
В ассоциации также указали на тенденцию появления в сегменте установки зарядных устройств для электрокаров как частного бизнеса, так и крупных компаний с государственным участием.
«Ранее основным игроком на рынке зарядной инфраструктуры были «Россети» и их дочерние зависимые общества. Они активно развивали инфраструктуру и были лидерами по количеству зарядных станций. На сегодняшний день приходят другие крупные игроки, которые заявляют о своих интересах в этой сфере. Это и «Росатом» и его «дочка», которые говорят о том, что они будут строить 11 тыс. зарядных станций, и «Роснано», который тоже создал отдельную компанию по оперированию зарядными станциями. И прочие компании уже активно заявляют свои интересы в данной сфере. Помимо этого, есть частные компании, такие как Punkt E, «ИВИ-ТАЙМ», «Ситроникс» (АФК «Система»), которые тоже активно инвестируют собственные средства в данное направление и видят в этом бизнес в будущее», – рассказала глава профильной ассоциации.
Тренд на снижение цены
Что касается стоимости электромобилей, как ожидают в правительстве, она неизменно будет снижаться до привлекательного уровня по мере развития российского рынка.
На момент принятия в 2021 году Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляла примерно 750 тыс. рублей. Это при том, что эксплуатация электромобиля намного выгоднее топливной машины.
Комментируя вопрос цены, Ия Гордеева разделяет ее на несколько сегментов – новые и подержанные, право- и леворульные машины с электроприводом. По ее словам, к примеру, один из самых популярных электромобилей на рынке подержанных машин – Nissan Leaf – выпускается в комплектации как с правым, так и с левым рулем.
«Если мы говорим о «леворуких» машинах Nissan Leaf, то их цена может в среднем колебаться от 1,5 до 2,5 млн рублей, в зависимости от года выпуска, от комплектации и прочего. Если мы говорим о «праворуких» б/у-машинах Nissan Leaf, здесь цена может начинаться от 500 тыс. и доходить до 1,5 млн рублей. Но опять-таки обращаю внимание, что это подержанные автомобили, которые ввозятся в основном в Приморский край», – сказала эксперт. – «Если мы говорим о новых автомобилях, то, естественно, они разного сегмента. Есть остатки у дилеров – такие автомобили, как Audi e-tron, которые на сегодняшний день 5–7 млн могут стоить. И есть автомобили, как электрический «Москвич 3е», который стоит порядка 3,5 млн рублей», – указала она.
Ия Гордеева отметила, что электромобиль изначально дороже бензиновой машины, что связано со стоимостью аккумуляторной батареи.
«Но, как я говорила выше, за счет эксплуатации, за счет льгот и мер поддержки, которые действуют сейчас на территории России, вот эта разница между стоимостью бензинового автомобиля и стоимостью электрического, она нивелируется», – пояснила она. – «Изменение цены будет зависеть и от уровня локализации, и от мер государственной поддержки, и от мер регулирования».
Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / globallookpress.com