Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Распределяй и властвуй: почему губернатор Махонин забирает важные полномочия у мэрии Перми

Губернатор Дмитрий Махонин
Прикамский губернатор усиливает вертикаль власти в регионе

Глава Прикамья Дмитрий Махонин внес в краевой парламент два законопроекта, которые предусматривают передачу широкого круга стратегических полномочий от администрации Перми на региональный уровень. По времени это совпало с годовым отчетом мэра краевого центра Алексея Дёмкина, усилив слухи о якобы имеющем место конфликте между ним и губернатором. «ФедералПресс» рассказывает, какие вопросы правительство Прикамья хочет забрать у администрации Перми и что об этом думают политические эксперты.

Недовольство Махонина

В последнее время губернатор Прикамья не раз критиковал мэрию Перми в публичном пространстве. Например, недовольство Махонина вызвало то, что в столице региона до сих пор не установили стелу «Город трудовой доблести». Хотя это почетное звание Перми присвоили еще в 2020 году, а через год заложили символический камень на площади Карла Маркса, где должна была появиться стела. Но ее так и не возвели. Сегодня только в трех из 20 городов, получивших почетный статус в 2020 году, нет стелы.

«Это странно, что на разные «Исторические ракушки» (этот арт-объект городские власти хотят построить напротив ЦУМа – Прим. авт.) средства находятся, а на стелу «Город трудовой доблести» денег нет. Мы возьмем на себя решение этого вопроса», – заявил в конце апреля на заседании оргкомитета «Победа» губернатор.

Краевые власти обещают возвести стелу в сжатые сроки – осенью этого года.

В начале этой недели аккурат перед годовым отчетом Дёмкина в гордуме разразился скандал с пермским ТЮЗом. Его руководитель Артем Агеев пожаловался губернатору на власти муниципалитета и попросился под краевое крыло. Агеев в письме Махонину сообщил, что мэрия не продляет перекрытие улицы Пермской, необходимое для продолжения строительства малой сцены – одного из важных проектов к юбилею города, реализуемого на средства «Лукойла». По словам директора театра, власти города не решают вопрос с поиском дополнительных денег, которые потребовались на реконструкцию. Более того, замглавы Перми Эдуард Хайруллин попросил театр компенсировать недополученные доходы в размере 602 тысяч рублей от текущего перекрытия улицы Пермской (с 22 января по 31 мая) и ликвидации здесь платных парковок. Реакция Махонина на открытое письмо Агеева была молниеносной: 23 мая в правительстве региона сообщили, что губернатор поручил передать ТЮЗ в ведение края с 1 января 2024 года. Махонин подчеркнул, что контроль над строительством малой сцены театра должен вестись на высоком профессиональном уровне, а не «перекидываться» на учреждение культуры.

Пикантности этому решению добавил тот факт, что тем же утром Алексей Дёмкин именно в ТЮЗе отчитывался перед депутатами и общественностью о работе за прошлый год.

Но кейс с передачей театра оказался «цветочком». Почти параллельно с выступлением мэра в ТЮЗе во вторник проходило заседание инфраструктурного комитета заксобрания. На нем его председатель Павел Черепанов (он также является советником Махонина по строительным вопросам) анонсировал внесение в парламент двух законопроектов от имени губернатора, которые предполагают перераспределение целого ряда ключевых полномочий от мэрии на краевой уровень.

Какие полномочия хотят забрать у администрации Перми?

Сейчас губернатор Махонин уже внес оба законопроекта. Первый предполагает, что у мэрии Перми полностью или частично заберут полномочия в таких сферах, как земельные отношения, образование, тепло- и водоснабжение, обращение отходов, торговля и реклама, погребение и похоронное дело.

Так, краевые власти хотят всецело распоряжаться на территории Перми земельными участками, на которые не разграничена госсобственность, – от их выделения до продажи, передачи в аренду или собственность. Также правительство региона собирается вести земельный контроль.

Большой спектр полномочий предлагается переложить на плечи региональных властей в таких стратегически важных сферах, как водоснабжение и теплоснабжение. Среди них – согласование инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций, утверждение схем водоснабжения, определение гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и т. д.

Полностью в ведение краевого правительства планируют передать рынок рекламных конструкций. В сфере торговли за региональными властями хотят закрепить право разрабатывать и утверждать схему размещения НТО, а также вопросы расчета границ территорий, где запрещено продавать алкоголь.

Также на откуп региональному правительству собираются отдать полномочия по организации похоронного дела в Перми, утверждение стоимости в этой сфере. Кроме того, правительство края планирует взять на себя назначение и увольнение директоров муниципальных образовательных организаций.

«Централизация полномочий на уровне Пермского края позволит оперативно решать вопросы в этих сферах», – говорится в пояснительной записке к первому законопроекту.

Второй документ, внесенный в парламент, предусматривает передачу на региональный уровень вопросов по организации дорожного движения в Перми.

Эти инициативы Дмитрия Махонина в случае принятия заксобранием начнут действовать с 1 января 2024 года.

Закрутить вертикаль

Стоит отметить, что это далеко не первые шаги губернатора Прикамья по перераспределению полномочий в пользу края. Еще осенью 2021 года с подачи Махонина у администрации Перми забрали такие градостроительные вопросы, как внесение изменений в генплан и ПЗЗ, принятие и утверждение документации по планировке территории региональной столицы. С начала этого года край взял на себя содержание улиц и дорог в центре Перми: теперь их уборкой занимается ДЭС Прикамья, находящаяся в ведении минтранса.

Политконсультант Людмила Ознобишина считает, что свежие инициативы Дмитрия Махонина свидетельствуют о желании укрепить вертикаль власти внутри региона. Она напоминает еще об указе, подписанном губернатором в начале мая, который позволяет ему увольнять не справляющихся со своей работой глав муниципалитетов.

«На мой взгляд, этот указ и новые законопроекты о перераспределении полномочий – звенья одной цепи. В целом, продолжается работа по выстраиванию властной вертикали в Пермском крае. Мы видим, что регион старается централизовать управленческие процессы не только в отношении Перми, но и других муниципалитетов. Чтобы стратегические вопросы, которые касаются большого количества людей, решали при учете мнения правительства Прикамья», – говорит Людмила Ознобишина.

По ее словам, подтолкнуть региональные власти к тому, чтобы забрать немалую часть полномочий у мэрии Перми, могла и ситуация с подготовкой к юбилею города.

«300-летие Перми стало своего рода лакмусовой бумажкой, показавшей, что в большом городе не всегда можно оперативно решать проблемы благоустройства, ремонта дорог и другие», – отмечает эксперт.

Людмила Ознобишина добавляет, что передача земельных вопросов в ведение региона выступает логичным шагом после того, как краевые власти замкнули на себе градостроительную тему.

«Сейчас здесь более четко прописывают полномочия края, который и так принимает все ключевые решения в этой сфере», – считает политконсультант.

По ее мнению, у властей Перми не всегда хватает рычагов воздействия на такие важнейшие сферы жизнеобеспечения города, как теплоснабжение и водоснабжение.

«Есть, например, вопросы по развитию систем теплоснабжения в ряде микрорайонов Перми, которые мэрия не всегда решает эффективно. И здесь у края больше рычагов воздействия на крупные ресурсоснабжающие компании. Кроме того, сейчас действует немало федеральных программ по реформированию коммунальных сетей, где у региональных властей больше возможностей для привлечения средств. В условиях непростой экономической ситуации финансовые ресурсы ограничены, поэтому в данном случае выстраивание властной вертикали оправдано», – полагает Людмила Ознобишина.

По словам политолога Ильи Гераскина, сегодня в субъектах РФ прослеживается четкая тенденция по ослаблению политического влияния глав региональных центров.

«Эти процессы соответствуют исторической традиции госуправления в нашей стране, где МСУ как явление было развито лишь точечно. Кроме того, актуальная повестка СВО и усиление предвыборной динамики требуют от руководителей регионов большей инициативы и волевых решений в части контроля над ресурсами», – отмечает Илья Гераскин.

На этом фоне, поясняет эксперт, решение Махонина выглядит вполне закономерно и предсказуемо.

«С одной стороны, своими действиями глава Прикамья подтверждает текущий федеральный тренд и систематизирует работу институтов. С другой, подчеркивает важность социальной, образовательной и культурной сфер, гарантируя приток инвестиций. Передача полномочий на уровень края также может привести к дополнительному импульсу для продвижения инфраструктурных проектов. Подобный ход не только усиливает позиции губернатора, но и создает новые экономические возможности», – считает политолог.

Гераскин добавляет, что деполитизация столичных элит в регионе призвана, прежде всего, купировать риски развития «местного кумовства» и нивелировать угрозу роста социально-политического напряжения.

«Более того, это может сформировать новые вертикальные связи и повысить управляемость центра. Наконец, перераспределение полномочий должно позитивно отразиться на благосостоянии горожан и на их социальных гарантиях», – резюмирует эксперт.

Ранее «ФедералПресс» писал, что не так с гимном Перми, который к юбилею родного города сочинил DJ Smash. Кстати, пару строк в него добавил губернатор края. Также «ФедералПресс» рекомендует познакомиться с материалом о «деле Лисняка»: прикамского депутата обвиняют в вымогательстве денег у правой руки Дмитрия Махонина. Парламентарий сейчас находится за рубежом и объявлен в международный розыск.

Фото: Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.