Технологический суверенитет в сфере информационных технологий – один из ключевых приоритетов Российской Федерации, неоднократно озвученный президентом Владимиром Путиным. Эта тема поднималась и на полях Петербургского международного экономического форума. «ФедералПресс» разбирается, к каким выводам пришли эксперты в области подготовки ИТ-специалистов и разработки российского ПО.
От импортозамещения к актуализации
На ПМЭФ прошел круглый стол на тему «Технологический суверенитет в ИТ: новые методологии, партнерства и центры компетенций для развития бизнеса и молодежи в Российской Федерации». На нем выступили представители ИТ-компаний, образовательных центров и Министерства просвещения.
Эксперты сформулировали главную проблему страны в области развития ИТ-технологий: профессия специалиста в области информационных технологий потеряла флер романтики и во многом перестала быть престижной. Страна нуждается в профессионалах очень высокого уровня, а вузы могут обеспечить бизнес в основном операторами западного программного обеспечения.
Как рассказал в своем выступлении первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев, большинство программистов сегодня являются представителями рабочих специальностей.
«Они являются в хорошем смысле ремесленниками. Многие выбирают даже не высшее, а средне-профессиональное образование. Надо сделать профессию ИТ-инженера престижной, предоставить льготы и гарантии», – отметил Бугаев.
Его поддержал Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком».
«Технологический суверенитет – это про настоящее. А нам надо смотреть в будущее. Закончив с импортозамещением, надо заняться актуальными ИТ-разработками. Академик Королев ничего не замещал, он изобретал. Нам нужны новые Королевы», – заявил Меньшов.
Обучение со школы
Решение этой задачи эксперты видят в комплексной системе подготовки специалистов, начиная с этапа обучения. Как отметил директор по информационным технологиям корпорации «Росатом» Евгений Абакумов, страна нуждается в технологиях, которые будут строить будущее. Этого можно достичь путем платформенных решений в области образования, партнерства вузов и ИТ-компаний, мотивирования школьников и студентов.
«Дефицит кадров на рынке ИТ-индустрии – 63 %. Надо не просто научить сегодняшних студентов работать, надо вовлечь их в процесс разработки отечественных ИТ-продуктов. Как и школьников – это колоссальный потенциал, который начнет работать уже через несколько лет, а они пролетят очень быстро», – считает руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.
По мнению участников круглого стола, для этого необходимо вернуть советскую систему профессионального образования в плотном сотрудничестве с высокотехнологическими компаниями. Учить студентов на своих же продуктах и разработках, вовлекать их в производство.
«Чем раньше молодые люди поймут, как работают крупные ИТ-компании в России, тем проще им будет сделать жизненный выбор и реализоваться в профессии», – отмечает Меньшов.
Интеграция вузов и ИТ-компаний
Первый шаг для интеграции образовательных учреждений и компаний – разработчиков ПО эксперты видят в создании единого реестра отечественных информационных продуктов. Эти продукты должны войти в образовательные программы как для преподавателей, так и для студентов.
«Много ИТ-специалистов, получив образование, выходят на работу джуниорами (младшими специалистами), а программные продукты могут создавать только профессионалы. Их и надо вырастить прямо во время учебы», – рассказал представитель «Ростелекома».
Фото: Armin Weigel/dpa / globallookpress.com
ПМЭФ-2023