В Свердловской области активно присматриваются к искусственному интеллекту: недавно совещание на эту тему проводил губернатор Евгений Куйвашев, а уже в июле ИИ станет одной из главных тем выставки «Иннопром». О том, как новую технологию уже сейчас применяют на Среднем Урале, кому придется конкурировать с роботами за рабочие места, а кому беспокоиться пока рано, – в материале «ФедералПресс».
Госуправление: от обработки бумаг до стратегического планирования
Государственное управление – одна из тех сфер, где многие задачи могут быть делегированы искусственному интеллекту. Как рассказали в департаменте информполитики Свердловской области, в будущем чиновники смогут использовать искусственный интеллект в четырех основных направлениях. Во-первых, это автоматизация и оптимизация административных и бюрократических процессов – например, обработка документов при их регистрации, оценке и утверждении. Во-вторых, роботам могут поручить госуслуги: виртуальные ассистенты будут «предоставлять гражданам информацию и помощь в решении проблем, а также обрабатывать запросы и предоставлять ответы на основе накопленных данных». В-третьих, искусственный интеллект может анализировать большие объемы данных, выявляя в них различные тренды и аномалии. Это позволит привлекать его к стратегическому планированию и прогнозированию – скажем, определению приоритетов в развитии региона. Наконец, аналогичным образом можно будет предсказывать потребность в ресурсах, в том числе энергии, воде и транспорте.
Региональное правительство пока не использует искусственный интеллект, но активно к нему присматривается: оно оценивает потенциальный эффект от внедрения технологий в госуправление и формирует стратегию развития ИИ.
«Если говорить об управлении трудовыми ресурсами и оптимизации штата сотрудников, то при внедрении ИИ одновременно будут трансформироваться процессы деятельности органов власти. Это может потребовать переквалификации сотрудников или привлечения новых специалистов с соответствующими навыками. Кроме того, с использованием ИИ возникает необходимость в сотрудниках, способных эффективно взаимодействовать с системами ИИ и принимать решения на основе их выводов», – рассказали в департаменте.
Другими словами, в правительстве намерены не столько заменять чиновников на роботов, сколько учить их новым компетенциям: интерпретировать полученные искусственным интеллектом результаты и принимать взвешенные решения на их основе.
IT: «тупая работа» и большие данные
Логично, что активнее всего искусственный интеллект используют в IT-компаниях. Руководитель центра искусственного интеллекта компании «СКБ Контур» Никита Тарасов рассказал, что такие программы применяются «в подразделениях техподдержки, продаж и маркетинга, в работе удостоверяющего центра и даже в разработке».
«Например, чат-боты, речевые роботы, системы речевой аналитики для подразделений клиентского сервиса и продаж. В техподдержке трудится чат-бот «Сирена». Благодаря ему получилось передать ИИ львиную долю рутины, переложить ее на робота, сняв со специалистов техподдержки. Чат-бот умеет автоматически завершать диалог (в 90 % случаев), сам дает ответы на 20 % распространенных вопросов, умеет многое другое. С каждым годом степень влияния ИИ на рабочие процессы растет, все больше и больше рутины перекладывается на ИИ», – говорит Тарасов.
«СКБ Контур» планирует еще более массово применять искусственный интеллект внутри компании: там хотят разработать специальные инструменты, позволяющие обучать робота для конкретной задачи. Тогда сотрудники смогут самостоятельно настраивать и внедрять искусственный интеллект в рабочие процессы, а также в продукты компании, объясняет Тарасов.
По его подсчетам, нагрузка на специалистов техподдержки за 2,5 года снизилась вдвое. При этом, говорит Тарасов, сотрудники занимаются сложной и креативной работой. Благодаря этому «возрастает их удовлетворенность, снижаются риски выгорания», утверждает он.
Основатель хостинга NetAngels Антон Халиков также применяет искусственный интеллект для решения рутинных задач – например, разбора платежных документов.
«К нам приходит в день по 500–700 платежей, которые нужно разносить по лицевым счетам. Не всегда из платежки можно понять, что за клиент заплатил деньги. Когда их было 50–100 в день, этим занимался человек с помощью специальной формы. Потом мы сделали искусственный интеллект – соответственно, минус одно рабочее место. Но это была совершенно тупая работа – целый день сидеть и смотреть в платежи. Или разбор сканов: кто-то прислал перевернутую бумажку, где-то надо по полям разобрать. Раньше этим занимались люди, но сейчас смысла в них нет», – объясняет Халиков.
В то же время искусственный интеллект может делать вещи, недоступные людям, например анализировать огромный объем данных о поведении системы и искать аномалии. Если какой-то из множества параметров изменяется не так, как обычно в это время дня или день недели, робот сообщает об этом. Можно предсказывать выход из строя оборудования, приток клиентов и повышение нагрузки – таким образом удается заранее закупать нужное «железо», говорит предприниматель. Но квалифицированные программисты все же могут не бояться за рабочие места, убежден он.
«Какие-то вещи искусственный интеллект программистам помогает делать, но спроектировать серьезную систему по текстовому описанию невозможно. Сложные системы состоят из целой кучи всего, и человек, который не связан с программированием, просто не в состоянии описать, как это все должно работать», – заключил основатель NetAngels.
Банки: два разных подхода
В пресс-службе уральского подразделения «Сбера» рассказали, что в прошлом году финансовый эффект от внедрения искусственного интеллекта составил для банка по России в целом 230 млрд рублей. В частности, HR-платформа «Пульс» анализирует целый ряд показателей, связанных с поведением и настроением сотрудника, и может заранее предугадать, когда он захочет сменить работу. В результате увольняется на 10 % меньше работников, чем раньше. Другой проект сокращает время на проверку документов до 70 %: он «подсвечивает несоответствия в договоре, обращает внимание на нетипичные места и предлагает пользователю работать только с отклонениями, не тратя время на изучение всего документа».
Иной подход демонстрирует УБРиР: как заявила руководитель блока инноваций Екатерина Кузнецова, само определение искусственного интеллекта пока остается спорным. Хотя в уральском банке используются алгоритмы для распознавания речи и изображений, чат-боты и голосовые помощники, их все же нельзя назвать полноценным ИИ.
«Банк не рассматривает возможность оптимизации штата сотрудников в связи с внедрением искусственного интеллекта. Алгоритмы на основе нейронных сетей имеют очень узкие возможности, они не способны заменить человека. Это скорее помощники при выполнении большого объема рутинных типовых задач. Для нас это ускорение некоторых процессов, но не более того», – успокоила работников Кузнецова.
Образование: преподаватели пока незаменимы
Одним из главных ноу-хау летней сессии в университетах стало массовое использование студентами текстов, сгенерированных нейросетью ChatGPT. Преподаватели в соцсетях делятся перлами и полушутя предполагают, что скоро их самих заменит искусственный интеллект.
«На день открытых дверей радиофака пришли 900 человек. Все слайды, которые я приготовил для доклада, были сделаны с помощью двух сервисов: ChatGPT и Midjourney – текст и картинки. Классно получилось, но возникает тайная мысль: нужен ли буду я этим сервисам при проведении дня открытых дверей годика через три?» – рассказывал директор института радиэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Обабков на недавнем хакатоне, посвященном искусственному интеллекту.
Впрочем, в беседе с «ФедералПресс» декан радиофака признал, что на данный момент роботы не способны заменить преподавателей.
«Университет может использовать искусственный интеллект как заказчик – в сервисах сопровождения индивидуализации, рекомендательных машинах, оценке уровня подготовки студентов. Но пока ярких примеров использования очень мало, они существуют в режиме пилотных проектов. Чтобы искусственный интеллект заработал результативно, нужно накопить серьезные объемы размеченных данных, которые станут основой для машинного обучения. Возможно, данных накоплено пока недостаточно. Поэтому мы и не видим массового появления таких сервисов», – объяснил он.
Сейчас в УрФУ и других вузах изучают, какие данные генерирует студент при освоении онлайн-курсов, в проектном обучении, что с ними можно сделать – например, составить предиктивную аналитику его успеваемости в семестре. В оценке результатов на радиофаке уже используются системы, которые могут проверить работоспособность составленных студентами программ – это серьезное снятие рутины с преподавателей, говорит Обабков. Но инструмента-помощника, который не только искал бы в текстах плагиат или «творчество» нейросети, но и проверял бы их смысл, пока не существует.
При этом сами студенты при помощи искусственного интеллекта могут не только «облегчать учебные страдания», но и увеличивать «образовательную производительность», считает декан. Например, время, освободившееся от написания типовых фрагментов кода, можно посвятить продумыванию функционала проекта, объясняет он.
«Современные сервисы ИИ могут помогать написать пояснительную записку или сгенерировать прототип интерфейса для мобильного приложения – все это помощники в работе и учебе. Это развивает новую профессию промт-инженера, специалиста по запросам к искусственному интеллекту», – заключил Обабков.
Недвижимость: оценщики пока улыбаются
Искусственный интеллект активно изучают и специалисты по недвижимости, рассказывает президент УПН Валерия Козлова. В частности, боты могут не только консультировать клиентов, но и обучать новых сотрудников. В октябре применение ИИ станет одной из тем ежегодного форума по недвижимости в Екатеринбурге, анонсировала Козлова.
Кроме того, компьютерные алгоритмы уже сейчас применяются при оценке квартир банками и крупными интернет-порталами. В будущем их тоже можно дополнить искусственным интеллектом.
«При этом наши оценщики пока улыбаются, потому что искусственный интеллект пока не заменит их в таких вопросах, как оценка загородной недвижимости или бизнеса. Это неподвластно компьютеру, потому что там нужны не только аналитические способности», – говорит Козлова.
Возможности искусственного интеллекта используются и строительными компаниями: на прошлой неделе в Екатеринбурге прошел хакатон, участники которого должны были применить его в реальных кейсах – от прогнозирования цен на арматуру до оценки эффективности использования техники.
Дизайн: ремесленники уходят, профессионалы остаются
В дизайне искусственный интеллект уже может вытеснить специалистов низкого уровня, но профессионалам ничто не угрожает, уверен профессор УрГАХУ Павел Ковалев.
«Искусственный интеллект существенно увеличивает количество вариантов, которые можно предложить заказчику. В этом плане те, кто умеет им пользоваться, выигрывают у рисующих вручную. Но тестирование вариантов логотипа показывает, что ИИ не способен собирать все смыслы, которые требуются в сложных случаях – например, при ребрендинге крупной компании. То есть мы можем получить огромное количество вариантов, но почти все они будут забракованы», – говорит он.
В то же время алгоритмы способны справиться с простыми задачами – нарисовать иконку, иллюстрацию к новости или раскрасить продукцию в корпоративные цвета.
«Чтобы оставаться в профессии и получать высокий гонорар, нужно две вещи. Во-первых, знать, где искусственный интеллект применим, и уметь писать задачи. Во-вторых, уметь дорабатывать полученные с его помощью результаты и представлять их заказчику», – резюмирует Ковалев.
Придется перестраиваться и меняться
Как пишет в недавней статье кандидат экономических наук, доцент УрГЭУ Владимир Сулимин, развитие искусственного интеллекта уже сейчас оказывает влияние на рынок труда. При этом он подчеркивает, что речь идет не только о возможной потере рабочих мест, но и о появлении новых – связанных с разработкой и управлением самого искусственного интеллекта. Кроме того, представителям традиционных профессий придется овладеть новыми навыками.
«Например, врачи и медицинские сестры могут использовать ИИ для диагностики и лечения пациентов, поэтому им нужно будет обучиться работе с новыми технологиями. Аналогично работники в сфере обработки данных и программисты должны быть готовы к работе с ИИ», – приводит примеры Сулимин.
По мнению ученого, изменения со временем коснутся и самого характера труда: исследователь прогнозирует, что благодаря компьютерным технологиям удаленная работа с гибким графиком станет еще более популярной.
«Работники и работодатели должны быть готовы к тому, что некоторые профессии могут исчезнуть, в то время как другие будут перестраиваться и меняться», – резюмирует Сулимин.
Фото: ФедералПресс / Александр Калинин