Ежедневно в новостных сводках Северной столицы пишут о километровых пробках на кольцевой автодороге. Их причинами чаще всего становятся ДТП или ремонтные работы. Однако завидная регулярность появления заторов указывает на то, что у самой большой дороги Петербурга существуют фундаментальные проблемы, которые мешают горожанам проехаться с ветерком в любое время суток. О них – в материале «ФедералПресс».
Когда и зачем в Петербурге построили КАД
Кольцевую автодорогу вокруг Петербурга начали строить в 1998 году с целью разгрузить транспортные артерии внутри города. Осенью 2001 года был открыт первый участок длиной 24 км от Горской до Осиновой Рощи, а спустя 10 лет, 12 августа 2011 года, открыли движение по подводному тоннелю комплекса защитных сооружений от Бронки до Кронштадта. Эта дата считается стартом движения по кольцевой в полном объеме. 27 ноября 2019 года к КАДу в районе Пулковской развязки подключили автомагистраль «Нева».
Трасса кольцевой дороги связывает все основные дорожные магистрали, которые расходятся из центра Северной столицы. Это направления в сторону:
- Москвы,
- Мурманска,
- Хельсинки,
- Киева,
- Таллина.
Общая длина КАД – более 142 км. Основная часть расположена на территории города. Скоростной режим не более 110 км/ч. На самой широкой части трассы (от проспекта Культуры до Таллинского шоссе) восемь полос в обе стороны. Самая узкая, от проспекта Энгельса к Приморскому шоссе, состоит всего из четырех полос.
Тогда как в Петербурге действуют ограничения на проезд тяжелого транспорта, на КАД его нет. Здесь также запрещено движение пешеходов, велосипедистов, мопедов.
Спустя 12 лет после начала полноценного функционирования магистрали автомобилисты регулярно попадают на КАДе в пробки, которые порой достигают длины от 10 до 15 км. Самое застойное время – утро и вечер. Например, «ФедералПресс» писал о пробках на кольцевой 15, 16, 18, 21, 22 и 23 августа.
«Кольцевая, конечно, ускорила движение и облегчила транзит, так как перенесла часть потока из пределов города. Но глобально проблему плотности движения этот скоростной каркас не решил», – говорит транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.
Не попасть в пробку на кольцевой с наибольшей вероятностью можно только ночью.
Ошибки при проектировании КАДа
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты связывают почти ежедневные пробки на КАДе не только с частыми ДТП, но и с фундаментальными ошибками на предпроектном этапе и во время проектирования магистрали. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин рассказывает, что авторы трассы тогда не имели под рукой адекватной модели петербургской агломерации и, соответственно, не смогли посчитать автомобильный трафик в городе. Поэтому пропускная способность КАДа не соответствует той, что сегодня нужна Петербургу.
«И сейчас мы видим последствия. Исправить это тяжело, так как конструкция КАД крайне сложная. Надо перестраивать узлы и развязки, а также разделять проезжую часть на экспресс и коллектор, потому что их нынешняя конфигурация явно не рассчитана на такие потоки. Но в Москве на МКАДе это все же пришлось сделать», – указывает Блинкин.
Число машин в городе, которое брали за основу при проектировании КАДе, было превышено уже к 2010 году, указывает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Расширять КАД требовалось уже на этапе его строительства, отмечает Иван Вергазов. Теперь же, добавляет Михаил Блинкин, для реконструкции магистрали необходимо делать новые расчеты для проекта. А в современной экономической ситуации прогнозировать сроки реализации такой затеи довольно сложно, подчеркивает эксперт.
Проблемы с асфальтом и «районами-человейниками»
Хоть КАД и задумывался как кольцевая-объездная дорога, сейчас он стал внутригородской дорогой по сути, указывает Иван Вергазов. С этим тезисом согласен и Владимир Валдин. Он подчеркивает, что сейчас рядом с КАДом на северном, восточном и южном участках активно застраиваются жилые высотные «районы-человейники» – Мурино, Кудрово, Шушары, в которых проживает примерно миллион человек. Многие из этих людей активно пользуются и без того загруженной магистралью, которая, опять же, не рассчитана на столь загруженный поток.
«При этом общественным транспортом в этих районах никто не занимается – там разве что ходят устаревшие маршрутки. Поэтому люди вынуждены пользоваться личным авто», – говорит Владимир Валдин.
При этом с момента открытия КАД ремонтируют практически круглогодично – кроме зимнего периода. Перекрытие полос провоцирует пробки и существенно замедляет движение потока. Из-за этого в часы пик автомобилисты вынуждены стоять в пробке целый час. Причина частых ремонтов, по мнению транспортного инженера Ивана Вергазова, в дорожной колейности. Ее же возникновение он связывает с установленными нормативами по укладываемому асфальту.
«Проблема в том, что нормы устарели на 40–50 лет и не отвечают современным требованиям. Асфальт недостаточно плотный, и от большого количества нагрузок, массы машин и интенсивности использования он уплотняется до тех значений, которым должен соответствовать изначально. Но деформация эта происходит только там, где ездят машины – появляется колея», – говорит эксперт.
Он отмечает, что чиновники не могут закупать для строительства дорог асфальт, не соответствующий нормативам.
«Отсюда мы и получаем ремонт одного и того же участка на магистрали раз в два года», – говорит Иван Вергазов.
При этом на деформационных швах путепроводов на том же КАДе по требованиям кладется более плотный асфальт – и там колеи нет никогда, указывает Вергазов. Аналогичная ситуация была на южном участке ЗСД, который строили турецкие специалисты по европейским нормам.
Если ездить по КАДу зимой, то резко возрастает вероятность «проститься с лобовым стеклом», так как из-за ширины дорогу не успевают чистить – и из-под колес «буквально летят камни», делится личным опытом Владимир Валдин. Также, по его словам, на кольцевой «устаревшая система дорожной навигации, актуальная для скоростей 1960-х годов». По словам Валдина, в транспорантах со стрелками в таком быстром потоке почти невозможно вовремя сориентироваться. Из-за этого путаются даже опытные водители.
«Потому что непонятно, в какую полосу встать на подъезде к нужной развязке», – говорит директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra.
Эксперты сходятся во мнении, что без серьезной реконструкции для увеличения пропускной способности КАД не избавить от постоянных пробок. Но если представить, что эти работы начнутся, то уровень заторов на магистрали неизбежно вырастет в разы. Настолько, что, честно говоря, даже страшно представить.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»