Главный фигурант дела о хищениях на проекте метрополитена в Красноярске Олег Митволь признал свою вину. Эксперты ожидают громкого процесса всероссийского масштаба, хотя новых арестов больше не ждут: многие высокопоставленные региональные чиновники уже находятся за решеткой. Власти же заявляют, что работы несмотря ни на что идут четко по графику.
«Речь идет о досудебном соглашении»
Олег Митволь, председатель совета директоров компании «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий», бывший замглавы Росприроднадзора, экс-префект Северного административного округа Москвы признал вину в хищении 900 миллионов рублей при строительстве метрополитена в Красноярске. По данным ТАСС, теперь его дело будет рассматриваться в особом порядке, а первое заседание должно пройти 14 сентября в Железнодорожном суде города. Ту же информацию подтвердил и адвокат обвиняемого, отказавшись от дальнейших комментариев.
Впрочем, в картотеке дел на указанную дату рассмотрение дела с таким фигурантом не упоминается, хотя есть несколько разбирательств без указания сторон. С удивлением на эту новость отреагировали и некоторые юристы.
«Рассмотрение уголовного дела в особом порядке возможно лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, то есть по преступлениям, максимальное наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы (ч. 1 ст.314 УПК РФ). Инициатором рассмотрения уголовного дела в особом порядке может быть только обвиняемый, заявивший ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. Ч. 4 ст 159 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Поэтому могу предположить, что в данном случае речь идет все-таки о заключении досудебного соглашения в процессе следствия», – поясняет корреспонденту «ФедералПресс» юрист Андрей Примак.
Особенностью досудебного соглашения является то, что наказание не может составлять более двух третей максимального срока, отмечает эксперт. При этом указанная статья подразумевает лишение свободы на срок до 10 лет.
«Желание устроить громкий процесс»
Олег Митволь был задержан в аэропорту Внуково в июне 2022 года при попытке вылететь в Дубай. Вскоре он был арестован и согласился сотрудничать со следствием. Позднее в рамках того же дела за решеткой оказался и министр транспорта Красноярского края Константин Димитров. Последнему была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, однако недавно ее изменили на заключение под стражу. Причиной стало нарушений условий – Димитрову была запрещена переписка, однако тот, как утверждает прокуратура, направлял письма председателю правительства Красноярского края Юрию Лапшину, рассказывая об объеме данных против него показаний. Сам уже бывший региональный премьер тоже был задержан.
Согласно сообщениям прокуратуры, суть претензий состоит в том, что в рамках реализации национального проекта «Экология» в сентябре 2019 года Краевое транспортное управление заключило с «КрасноярскТИСИЗ» госконтракт на корректировку проектно-сметной документации по строительству метрополитена стоимостью 954 миллиона рублей. При этом чиновники подписали акт приема-передачи на сумму более 742 миллионов рублей, несмотря на очевидные недостатки работ: использование устаревшей проектной документации начала 90-х годов, отсутствие актуальной геодезической съемки, а вместо 220 скважин было пробурено 60.
«На самом деле все происходящее похоже на желание устроить громкий процесс. И если год назад, когда все начиналось, в этом можно было усмотреть политическую подоплеку, то сейчас даже власть в регионе сменилась, и все больше похоже на попытку заработать новые погоны. Я знаю случаи, что сейчас даже к археологам, которые работают на месте будущего метро и явно не имеют отношения к описанным в уголовном деле событиям, приходят силовики», – поделился в беседе с «ФедералПресс» политолог Сергей Комарицын.
В то же время эксперт рассказал, что новых задержаний по делу не ожидает, поскольку «все структуры, которые можно было притянуть, уже притянули».
Метро все равно построят
Сразу после задержания Митволя региональные власти сразу заявили, что происходящее никак не отразится на строительстве метро, потому что все подготовленные «КрасноярскТИСИЗ» документы уже были отправлены на экспертизу. Однако некоторые эксперты полагали, что как минимум подвижек в сроках ввода в эксплуатацию объекта не избежать: если будет доказано наличие хищений, то финансово-экономические экспертизы придется проходить по новой.
Накануне тема метрополитена в Красноярске поднималась на встрече президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности губернатора Михаилом Котюковым. Было заявлено, что первый этап – линия в 10,8 километра и шесть остановок на левом берегу столицы края, – должен быть сдан к 2026 году.
«Фактически на сегодняшний день подготовительный этап в значительной мере пройден и строители приступили к выполнению работ (…) Здесь мы в графике, будем дальше выполнять этот график», – отметил глава края.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова
Дело Митволя