Новосибирские чиновники от образования регулярно заявляют, что финансовая помощь образовательным учреждениям со стороны родителей – дело добровольное. Однако многим семьям школьников, независимо от материального положения, фактически приходится скидываться на нужды школы. Редакция «ФедералПресс» выяснила, что покупают в школы на пожертвования и куда обращаться тем, кто не готов платить.
Необычные покупки
Своей историей поделилась жительница Калининского района Екатерина Г., у которой ребенок пошел в первый класс. По ее словам, она была готова сдавать деньги, но решила узнать, на что именно их собирают. Требуемую сумму в 2 тысячи рублей женщина предложила сдать частями – половину сразу, а вторую – после отчета о расходовании средств. Чеки ей предоставили, в них было 24 освежителя воздуха, салфетки, ватные диски и палочки, йод, зеленка, принадлежности для уборки помещения, веник с совком, заправка картриджа, бумага, мел, утверждает мать школьника. (Чеки есть в распоряжении редакции).
«Больше всего меня поразили освежитель воздуха и зеленка с йодом. Насколько я знаю, в школе есть медик и аптечка должна быть у сотрудника, ее покупает школа. Кроме того, освежителей воздуха в кабинках нет, и после покупки они внезапно не появились. Куда и зачем были куплены освежители – для меня остается загадкой. Возможно, я задам этот вопрос на родительском собрании, но не надеюсь получить внятного ответа», – рассказала собеседница.
Женщина пояснила, что отказалась сдавать оставшуюся сумму и тут же столкнулась с непониманием родительского комитета.
«Некоторые отнеслись с пониманием и сказали покупать самостоятельно необходимые вещи, а кто-то стал возмущаться, почему мой ребенок будет пользоваться наравне с другими школьными принадлежностями, приобретенными в класс. Но при этом освежители воздуха или аптечные принадлежности явно приобретались не в класс и не лично для моего ребенка. В связи с чем я не понимаю, почему родители обязаны содержать школу?» – задается вопросом жительница.
Законно ли это
Новосибирский юрист Константин Зиновьев рассказал «ФедералПресс», что так называемые «поборы» могут быть официальными и неофициальными. В первом случае создается специальный попечительский совет. Родители заключают с ним добровольный договор на каждую внесенную сумму. При этом приобретенные материалы не должны дублировать графу, на которую для школы уже были выделены деньги из муниципального бюджета. Если такого нет, то это уже признаки мошенничества, считает юрист.
«Есть также другой вид пожертвований, который можно отнести к полнейшему беззаконию. Просто группа людей, которые называют себя родительским комитетом, незаконно требует с родителей деньги на содержание класса или школы наличными средствами или переводом, не предоставляя счета школы и не заключая договора с родителями. В таких случаях родителям рекомендуется обратиться в прокуратуру и министерство образования», – уточнил юрист.
При этом школа может организовать дополнительные услуги с оплатой через попечительский совет, например, посещения музеев, театров или покупки чего-то, что не оплачивается из казны, отмечает юрист.
Константин Зиновьев пояснил, что на ремонт школы или класса собираться деньги также не должны.
Что такое «фонд класса» и «фонд школы»
Школы в Новосибирской области получают достаточное финансирование, чтобы полностью обеспечить рабочий и учебный процессы для учителей и учеников соответственно, настаивает новосибирская активистка и правозащитница Анна Тажеева. Однако многих членов родительского комитета может просто не устраивать тот минимум, которым муниципалитет обеспечивает школу. В этом случае возможны сборы через попечительские советы, но только на добровольной основе.
«Если же деньги собирают наличкой на нужды класса, то это является нарушением, с которым можно смело идти в прокуратуру. Часто собирают на интерактивные доски, кресла для учителя, линолеум, новые окна, жалюзи, не говоря уже о таких мелочах, как бумага, заправка картриджа и т. д. Разумеется, все это обеспечивает муниципалитет, и школе в обязательном порядке выделяются деньги на эти траты. Да, есть вещи, которые в школу не покупает муниципалитет, например, кулер для питьевой воды или мягкую туалетную бумагу, но все остальное закупается школой самостоятельно. Даже рабочие тетради в том случае, если школа подает заявку в мэрию, также обеспечиваются за счет образовательного учреждения», – пояснила Тажеева корреспонденту «ФедералПресс».
Правозащитница также порекомендовала родителям обращаться в прокуратуру региона и в областное министерство образования.
«Каждый ребенок в нашей стране имеет право на бесплатное образование. А такого понятия, как «фонд класса», «фонд школы» или родительский комитет в уставе школы нет. Поэтому сдавать деньги на неизвестные нужды чужим людям – то же самое, что отдавать их рэкетирам», – добавила активистка.
«ФедералПресс» направил уточняющие вопросы в министерство образования, на момент публикации ответы не были получены.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»