Шорцы – немногочисленный тюркоязычный народ, проживающий в основном в Кузбассе. Его основное место расселения – Горная Шория. «ФедералПресс» изучил историю этого этноса и попытался понять, насколько удается сохранять его культурное наследие.
Откуда пришли шорцы
Исторической родиной шорцы считают юго-восточную часть Западной Сибири, Кемеровскую область, Республику Хакасия, Алтайский и Красноярский края. До 1926 года шорцев называли тадарами, в Кузбассе их именовали кузнецкими татарами. Шорский народ регулярно смешивался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В первых письменных источниках их упоминают как этнос, живущий вблизи реки Томь.
Шорцы – представители монголоидной расы, у них зауженные глаза – чаще всего карего или черного цвета, темный оттенок кожи, рост невысокий. Ученые выяснили, что генетически они являются родственными американским индейцам.
Пищу шорцы добывали охотой на диких зверей и собирательством. Мясо и рыбу они жарили и варили на костре. Вплоть до середины XX века готовили блюда из белок, на которых ставили специальные капканы. Готовили не только мясо, но также желудочки и сердца.
Супы шорцы готовили на мясных бульонах, а пельмени варили в молоке, которое иногда хозяйки разбавляли водой. Популярными были и разные компоты из ягод. Долгое время коренные жители занимались кузнечным ремеслом.
Во что верят шорцы
Традиционная религия шорцев – шаманизм, однако в современном мире мало кто сохраняет веру и традиции. На их долю выпала сначала принудительная христианизация, а в советские времена – запрет на любые духовные практики. Об изначальной вере напоминают лишь традиционные праздники.
«Мои родственники когда-то давным-давно отмечали традиционные шорские и хакасские праздники, так как шорцы и хакасы – это родственные народы. Однако это было очень давно, когда я была совсем маленькой. Моя мама была шоркой и немного хакаской, а папа русским. После смерти мамы я потеряла связь с родственниками, и мы сейчас совсем не общаемся. По моей внешности можно сказать, что я шорка или хакаска, а вот по внешности моей дочери уже нельзя. Я вышла замуж за типичного русского 10 лет назад, и у дочери русская внешность: голубые глаза, светло-русые волосы, только глаза немного раскосые, но даже по глазам не видно, что в ней есть шорские корни, у многих такие слегка раскосые глаза», – рассказала Евгения С.
Собеседница пояснила, что традиционно Новый год у шорцев отмечается в марте 20–21 числа в день весеннего равноденствия, а в январе проходит праздник охоты «Пайрам-Мылтык». Правда, сейчас Евгения отмечает все христианские праздники наравне с другими народами России, пропуская шорские.
На каком языке говорят шорцы
Шорский язык распространен только в Кемеровской области, в Таштагольском районе, Мысках и Междуреченске, он является родным языком коренных шорцев и относится к хакасской подгруппе северо-восточной группы тюркских языков. Лингвисты проводили много исследований, пытаясь изучить вопросы происхождения шорского языка.
У шорского языка есть своя письменность, на нем выпускались книги и учебники, однако в 1940 году в шорских школах прекратили преподавать на родном языке. Также прекратилось и книгоиздание на шорском. Взрослое население начало стесняться разговаривать по-шорски, а дети переходили на русский язык с рождения. Сейчас большинство шорцев не знают родного языка и изъясняются по-русски.
Фольклор шорцев в свое время был очень богат сказками, преданиями и легендами, но из-за потери языка и серьезного культурного барьера многие сказания не дошли до наших дней.
«Наш язык растворился в русском. Зачем знать шорский, когда все говорят на русском. Даже моя мама уже не говорила по-шорски, только бабушки, которые жили в поселке. Я редко с ними общалась. Дочь тоже не знает шорского», – рассказала Евгения.
Впрочем, те из шорцев, кто все же владеет родным языком, могут общаться с хакасами и алтайцами, легко друг друга понимая.
Все, что осталось
Сейчас от коренных жителей на юге Западной Сибири остались названия рек и деревень – для русского уха они звучат непривычно.
«Я родилась в Сибири, для меня всегда были загадкой названия рек, гор и деревень. Я выросла в деревне Кандалеп, рядом было много деревень по названиям Бенжереп, Мунай, Урнас, Менчереп, Барзас, Шушталеп, Тайлеп, Кара-Чумыш, Сара-Чумыш, Чулым, Каз, Усть-Кабырза, Усть-Муны, Темир-Тау и многие другие названия, которые звучали бы понятнее где-то в Турции или Бишкеке. Когда к нам приезжала моя тетя из Ярославля, то она всегда говорила, что эти названия даже невозможно выговорить», – рассказывает Екатерина Г.
Многие местные названия имеют шорское происхождение, однако далеко не все удалось перевести. Известно, что поселок Каз в Кемеровской области переводится как «гусь» или «гусиный», а Темир-Тау – «железная гора», Кандалеп коренные жители переводят как «кровавое» или «что-то в крови», а Сары-Чумыш – «желтая река». Много рек и гор также носят таинственные названия, которые остались в западной Сибири от шорцев: гора Мустаг в Горной Шории в Шерегеше переводится как «ледяная гора», а сам Таштагол – «каменный овраг». Река Мрас-су – «кедровая река». Однако значение имен многих поселков, рек и гор до сих пор остаются тайной.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова
Энциклопедия коренных народов России