По утрам глава Татарстана в своих соцсетях выкладывает фотографию с видом на казанскую площадь Свободы из рабочего кабинета и приветственную подпись «Исәнмесез!», что означает «здравствуйте». Но случаются и исключения в этом своеобразном ритуале – когда Рустам Минниханов находится за пределами республики. Такое происходит довольно часто, причем многие визиты раиса Татарстана носят международный характер. Папа Римский Франциск, Реджеп Эрдоган, Виктор Орбан, Тамим бен Хамад Аль Тани – вот далеко не полный перечень, с кем из зарубежных лидеров за последний год встретился Минниханов. Его активность на внешнеполитической арене (которая, кажется, только возросла после начала СВО) выделяется на фоне других губернаторов. Международные контакты раиса Татарсана за последнее время и мнения политологов по этому поводу – в обзоре «ФедералПресс».
Осенний курс на Азию
Минниханов как активно посещает другие страны, так и встречает высоких гостей в Казани. Не стали исключением и последние недели.
8 октября Минниханова в Дохе принимал эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани. Глава Татарстана отметил на встрече, что сегодня товарооборот между российской республикой и ближневосточным государством достаточно скромный. Хотя, по его словам, ассортимент продукции, которую могли бы экспортировать из Татарстана в Катар, достаточно широкий. Аль Тани пообещал, что скоро направит в Казань делегацию для изучения перспектив сотрудничества. Также он заверил, что на KazanForum – 2024 в следующее мае приедет солидная группа катарских бизнесменов.
А 5 октября раис вместе с вице-премьером Денисом Мантуровым на родной земле встречал президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, который впервые приехал в Россию после переизбрания и до этого ни разу не бывал в Казани. А повод для визита у него был: 4 октября в столице Татарстана стартовал крупный (уже третий по счету) форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Помимо форума Мирзиеев посетил выставку промышленного потенциала Татарстана, технопарк высоких технологий им. Рамеева (разработчика первых советских ЭВМ) и другие объекты. Разумеется, узбекский лидер пообщался тет-а-тет с Миннихановым в Казанском Кремле. Здесь они обсудили совместные проекты. Отметим, что в Узбекистане проживает самая многочисленная татарская диаспора за рубежом – 300 тысяч человек. Кстати, из Казани Мирзиеев отправился в Москву, где 6 октября встретится с Владимиром Путиным.
Чуть ранее в конце сентября столица Татарстана принимала другое важное событие государственного масштаба – 5-е заседание Московского формата консультаций по Афганистану. Оно прошло в местной Ратуше 29 сентября. Выступая на заседании, Минниханов напомнил, что по поручению президента страны возглавляет Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир».
«Сегодня для России взаимодействие с исламским миром приобретает особое значение. Татарстан активно работает в этом направлении, мы взаимодействуем с Организацией исламского сотрудничества. Нашей республике удается не просто оставаться узнаваемым в исламском мире, но и активно расширять экономическое и гуманитарное сотрудничество с партнерами из мусульманских государств», – заявил раис.
В рамках Московского формата консультаций по Афганистану Минниханов встретился с и. о. министра иностранных дел этой страны Амир-Хан Моттаки, а также с чрезвычайными и полномочными послами Турции и Индии – Мехметом Самсаром и Паваном Капуром.
За несколько дней до этого – 26 и 27 сентября – руководитель Татарстана ездил в Туркменистан на празднование 32-й годовщины независимости этого государства. Здесь он провел переговоры с экс-президентом и председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым. Перед визитом в Туркмению Минниханов лично участвовал и презентовал промышленный потенциал своей республики на выставке «Иннопром в Казахстане». Не обошлось и без его встречи с казахстанским лидером Касым-Жомартом Токаевым, которая состоялась в Астане 25 сентября.
Даже беглый обзор показывает, насколько Минниханов активен на международной арене. И такая бурная внешнеполитическая деятельность для него – скорее норма, а не исключение.
«Предводитель» Татарстана в Венгрии: встречи с Орбаном, Эрдоганом и другими лидерами стран
Одним из важнейших (если не самым главным) из международных визитов Минниханова в этом году, на который, естественно, обратила внимание и европейская пресса, стала его летняя поездка в Венгрию. Раис Татарстана прибыл в Будапешт 19 августа. Официально – по приглашению премьер-министра Виктора Орбана на празднование Дня святого Иштвана (считается днем основания венгерского государства) и проходивший в те дни чемпионат мира по легкой атлетике. Компания гостей на главном национальном празднике центральноевропейской страны подобралась внушительная: своим вниманием его почтили руководители Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана, Катара, Сербии и других государств.
В Венгрии Минниханов провел переговоры с Орбаном и главой МИД Венгрии Петером Сийярто, встретился с президентом республики Сербской Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком. Раис Татарстана пообщался и с лидерами других стран, включая Эрдогана. Так, ИА «Татмедиа» опубликовало фотографию, на которой турецкий президент держит Минниханова за плечо. На снимке видно, что вместе с ними в беседе участвует и эмир Катара.
Буквально накануне приезда Минниханова в Будапешт свой эксклюзив выдал Bild: немецкий таблоид сообщил, что, по его данным, Россия, Турция и Катар работают над новым трехсторонним соглашением, которое должно прийти на смену прерванной к тому моменту зерновой сделке.
«Предлагается поставлять российское зерно в бедные страны, в основном в Африке. Турция выступит как организатор, а Катар – как спонсор поставок», – написало немецкое издание, которое связало визиты Минниханова (Bild назвали его «anführer» – «предводителем» – Татарстана), Эрдогана и катарского эмира в Венгрию с переговорами по подготовке данного соглашения.
Разумеется, официального подтверждения этому не было. Глава пресс-службы раиса Лилия Галимова заявила «Коммерсанту», что делегация во главе с Миннихановым работает в Венгрии по республиканской программе и занимается вопросами, которые касаются исключительно Татарстана.
Комментируя по горячим следам визит Минниханова в Венгрию, политолог Дмитрий Орлов отметил, что эта поездка демонстрирует укрепление имиджа татарского раиса как лидера мусульманских регионов.
«Минниханов олицетворяет собой конструктивный выбор российского ислама: открытость к диалогу и сотрудничеству. Визит главы Татарстана в Венгрию примечателен еще и тем, что некоторые западные медиа приписывают ему серьезную роль в контексте обсуждения альтернативного варианта «зерновой сделки» без участия Украины», – написал гендиректор АПЭК.
Так или иначе, поставки одного миллиона тонн российского зерна в Турцию для переработки с целью дальнейшей отправки африканским странам при участии Катара стали одной из тем переговоров Владимира Путина и Эрдогана в начале сентября в Сочи. При этом президент России подчеркнул, что данные поставки не являются альтернативой черноморской зерновой сделки. 6 сентября замглавы МИД РФ Александр Грушко заявил, что принципиальные договоренности об отправке зерна в беднейшие страны через Турцию достигнуты и осталось проработать технические вопросы.
Молдавский казус и «вызов всем тюрским народам»
Впрочем, в условиях текущей геополитической ситуации не все международные визиты удаются Минниханову, который с этого года находится, например, под санкциями США и Канады. Скандалом обернулся прилет раиса в Кишинев в апреле этого года. Минниханов собирался поучаствовать в Конгрессе народной дипломатии «Дружба народов»: форум был посвящен 30-летию Русской общины и проводился в столице Гагаузской автономии – Комрате. В этой южной автономии преобладают православные тюрки. Минниханова на конгресс пригласили Виктор Петров, который в тот момент баллотировался в главы Гагаузии, и вице-спикер парламента автономии Александр Суходольский. Оба незадолго до этого посещали Татарстан.
Однако власти Молдавии 17 апреля не разрешили сойти Минниханову с трапа и развернули его борт в кишиневском аэропорту.
Политолог о выдворении Минниханова: «Молдавия понимает, какое место занимает в кремлевском пасьянсе»
«Мы наметили с Петровым и Суходольским большую программу нашей совместной работы. К сожалению, молдавские власти приняли решение, что мы являемся нежелательными гражданами и не можем посетить страну», – прокомментировал инцидент Минниханов из салона своего самолета.
Спустя пару дней премьер-министр Молдавии Дорин Речан публично поблагодарил силовиков и МИД своей страны за то, что не пустили Минниханова и сопровождавшего его гендиректора холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова. Речан раскритиковал парламентариев за приглашение раиса, который, по мнению молдавского премьера, приехал, чтобы вмешаться в выборы главы Гагаузии.
В свою очередь, Александр Суходольский на форуме, который прошел без Минниханова, назвал действия молдавских властей «неуважением и вызовом всем тюркским народам».
Встреча с Папой Римским
Говоря о международных контактах Минниханова, нельзя не упомянуть его знаковую встречу с Папой Римским в прошлом году – в День народного единства. 4 ноября они побеседовали на полях международного форума «Значение диалога между религиями», проходившего в Бахрейне.
«Рассказал Папе Римскому Франциску на примере Татарстана, как в нашей стране на протяжении многих веков гармонично живут в мире и согласии все народности. Символично, что именно сегодня в России отмечают День народного единства», – сообщил после той встречи Рустам Минниханов.
Во время беседы с главой Католической церкви он поделился, как в Татарстане поддерживают этническое и религиозное многообразие. Также Минниханов вспомнил, что одним из символичных событий для республики стало воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери.
«Этот список в 2005 году нам передал Папа Иоанн Павел II. Икона находилась у него в спальне, и он ее очень ценил», – заметил Минниханов.
Агенты влияния и «мягкая сила»
Очевидно, что международная активность и значение Минниханова вряд ли уменьшится в ближайшее время. В Казани, которой часто доверяют проведение крупных международных форумов, через год запланирован саммит стран БРИКС. Как анонсировал Владимир Путин, встреча на высшем уровне руководителей стран-участников альянса должна пройти в столице Татарстана в октябре 2024-го. А до этого в июне Казань примет Игры БРИКС.
Политолог Марат Баширов обращает внимание, что внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашей страны жестко не закреплена за полномочиями федеральной власти.
«У нас федерация, а не унитарное государство. Поэтому международные контакты регионов – нормальная практика в рамках законодательного поля. Так что во внешнеполитической деятельности Рустама Минниханова нет никакой исключительности. При этом, конечно, существует субъективный фактор, который связан с разными моментами – в первую очередь, весом конкретной региональной экономики и религиозными вопросами. В этом плане Татарстан – заметный субъект как с точки зрения уровня развития экономики внутри страны, так и отдельных государств, включая постсоветские страны. Еще отмечу, что то, как господин Минниханов представляет интересы Татарстана, не диссонирует, а наоборот находится в гармонии с той политикой, которую проводят федеральные органы власти. Те же Минэкономразвития, Минэнерго или Минпромторг всегда знают, с чем едет Минниханов. Безусловно, здесь присутствует согласованность действий», – отмечает Марат Баширов.
По его словам, еще одно важное обстоятельство – в России не так много регионов, где большинство жителей исповедуют ислам. В этой группе Татарстан также является очень крупным субъектом.
«Данный фактор тоже отбрасывать не стоит. Как на днях справедливо заметил Путин, на планете живет 2 млрд мусульман, и это надо учитывать. Особенно когда это касается таких чувствительных и доминирующих в исламских странах отраслей, как добыча нефти и газа. При этом мусульманские государства сами выступают крупными потребителями этих ресурсов. А Татарстан является регионом, где не только добывают нефть, но развиты ее переработка и нефтехимия. Это тоже делает республику уникальной в созвездии регионов России», – добавляет Баширов.
Политолог, куратор экспертного клуба «Дигория» Гарник Туманян также отмечает, что Татарстан имеет развитый институт международного взаимодействия, что продиктовано культурными, экономическими и конфессиональными факторами.
«Усиление работы этого трека после начала СВО не должно вызывать беспокойства или становится поводом для появления конспирологических теорий. Не секрет, что федеральные власти начали активную переориентацию на восток из-за недружественной политики западных государств. Татарстан же имеет давние и тесные отношения со странами Азии и Ближнего Востока. Более того, учитывая этнокультурные особенности, у республики есть опыт сотрудничества и с европейскими странами, в частности, с Молдавией и Венгрией. Кроме того, в ряде государств имеется большая татарская диаспора, которая нуждается в культурных связях. Это наши соотечественники, которые влияют на микроклимат в разных регионах мира, выступают в роли «агентов влияния». Связи с ними необходимо наращивать и укреплять. Все это приводит к формированию у Минниханова довольно выгодной роли переговорщика, который распространяет российскую «мягкую силу», – говорит Гарник Туманян.
Он напоминает, что лидер Татарстана по поручению Владимира Путина уже значительное время возглавляет Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир».
«Именно поэтому его участие в различных переговорных процессах и встречах международного уровня видится логичным и гармоничным. Наши партнеры хорошо знакомы с Миннихановым, имеют опыт взаимодействия с ним и определенный кредит доверия. Это важные особенности в контексте построения взаимовыгодных отношений в условиях глобальной турбулентности. Как мы видим, Рустам Минниханов справляется с задачами, поставленными президентом страны. Следовательно, международный трек его деятельности будет продолжен», – полагает эксперт.
По словам Гарника Туманяна, при оценке внешнеполитической деятельности главы Татарстана следует обратить внимание на то, что он поделен на два отдельных блока. И их следует рассматривать обособленно.
«Первый блок представляет собой деятельность, направленную на решение федеральных задач. И можно сказать, что эффективность этого блока практически неоспорима. Второй блок направлен на решение задач республиканского уровня и чаще всего уходит в плоскость рассмотрения экономических и культурных вопросов: поиск инвесторов, совместные производства, договоренности об импорте и экспорте продукции, реализации программ культурного характера и так далее. В этом направлении республика показывает впечатляющие результаты, а ее практика часто перенимается другими регионами. Однако я склоняюсь к тому, что нельзя оценивать международные успехи отдельного региона, как усиление исключительно его позиций. Россия – федеративное государство, которое развивается совместными усилиями всех субъектов. Поэтому, как успехи раиса, так и успехи всей республики должны рассматриваться в контексте укрепления единого русского государства», – резюмирует эксперт.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом «Взлеты и падения губернаторов: какое влияние имеют главы Приволжья».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, пресс-служба раиса Республики Татарстан, пресс-служба раиса Республики Татарстан / Марсель Бадыкшин