Главным достоянием России являются люди, которые проживают на ее раскидистых просторах. На территории нашей страны бок о бок сосуществуют десятки народов, имеющих особые и неповторимые культуру, традиции, обычаи. Одним из таковых являются тофалары, которые вот уже десятки лет подряд строят и сохраняют свой особенный быт в отдаленных точках Иркутской области. Где найти этих людей и чем они уникальны, выяснил «ФедералПресс».
Народ с многовековой историей
Тофалары являются коренным народом Южной Сибири. Первые упоминания о них имеются в древних летописях, созданных в далеком V веке. В прежние времена эти люди проживали в долине реки Уды, которая ныне располагается в Нижнеудинском районе Приангарья, а также на склонах Восточного Саяна.
Вплоть до XX века они вели полукочевой образ жизни – занимались охотой, рыбалкой, оленеводством, проживали в конических чумах, которые утепляли на зиму при помощи шкур диких зверей, летом для сохранения оптимальной температуры покрывали берестой. Согласно архивным записям, указанные ремесла женщины осваивали наравне с мужчинами, принося группам щедрую добычу.
Быт народа повлиял и на его кулинарные пристрастия – члены общин, которые обычно устраивали стойбища по 5–10 человек, ели добытое на охоте мясо зверей, бульон из него же. Кроме того, они стряпали ржаные лепешки, а также пили подсоленный зеленый чай, который разбавляли кипяченым молоком домашних оленей, во все времена сопровождающих этнос.
Осовременивание кочевников
Кардинально повлияли на уклад племени изменения в мире, в том числе стремление к удобству в быту, пришедшие в жизнь вместе с XX веком: тофалары освоили оседлый образ жизни и научились создавать дома – построили себе срубы, которые стали постоянными местами их пребывания.
Существенная смена обстановки позволила обзавестись и более серьезным хозяйством – стала возделываться земля, появились огороды, а также крупный рогатый скот, лошади и свиньи, ставшие неотъемлемой частью жизни.
При этом существовали основы, которые остались нерушимыми даже под влиянием переменных явлений: тофалары как были, так и остались шаманистами и тотемистами. В каждой общине был соответствующий представитель, который, по их убеждениям, являлся посредником между реальным и сверхъестественным миром. Шаман занимался врачеванием как людей, так и домашних животных, искал пропавших, предсказывал будущее, а также проводил церемонию посвящения для оленей.
Священные рогатые
Эта церемония имела особое место в быту тофаларов. Чтобы провести ритуал, шаман всю ночь стоял в углу своего жилища, где находились различные магические предметы, и читал заклинания. Таким образом он обращался к природным силам – земле, воде, а также животным, с которыми ему удавалось общаться.
После начиналась непосредственно церемония – выбирался лучший олень, которому на шею вешался специальный шнурок с цветными ленточками, шкура зверя покрывалась одной из натуральных красок, например, синего или красного цветов. Такому зверю не спиливали рога, и оно становилось неприкосновенным: на нем запрещалось ездить, допускалась лишь транспортировка с его помощью исключительно чистых вещей.
Такая церемония была нужна, чтобы сохранить скот либо заручиться удачей на охоте. Кроме того, обряд применялся при внезапном падеже животных, чтобы остановить мор и сохранить ценное поголовье.
Тофалары и современность
В настоящее время этот народ продолжает существовать и по возможности сохранять свои традиции: на территории Иркутской области живут порядка 700 человек. У них имеются постоянные места локаций – села Верхняя Гутара, Алыгджер, поселок Нерха в Нижнеудинском районе Иркутской области. Эти территории настолько удалены от цивилизации, что добраться до них можно только по воздуху – на вертолете.
Несмотря на влияние и развитие мирового прогресса эти люди изо всех сил берегут свои основы – например, они по-прежнему учат и передают потомкам родной язык, который считается вымирающим: его преподают в местных школах и детсадах, создана специализированная литература.
Кроме того, бережется и традиционная культура: тофалары продолжают носить и изготавливать одежду с национальными деталями, этнические аксессуары, в зимние периоды – тулупы из шкур животных, вывернутые мехом внутрь, а также особые головные уборы.
Также данный этнос по-прежнему разводит и чтит оленей и бережет окружающую природу, с которой связан с древних времен: она все еще прекрасна и первозданна в местах их обитания.
Фото: ФедералПресс / Дарья Панкратова
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Энциклопедия коренных народов России