Металлургическая отрасль России, являющаяся вторым значимым экспортером после нефтегазовой индустрии, находясь под западными санкциями, в 2023 году не просто стабилизировалась, но и показала рост благодаря наращиванию внутреннего спроса, переориентации экспортных потоков на альтернативные рынки и снижению курса рубля, увеличившему экспортные доходы. О главных событиях уходящего года, прогнозах и рисках для отрасли в будущем «ФедералПресс» рассказали эксперты.
Металлы в цифрах
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты считают, что уходящий год для металлургической отрасли отметился относительным спокойствием: росли объемы производства и экспорта продукции, и даже несмотря на издержки, связанные с экспортной переориентацией, компании фиксировали положительную динамику финансовых показателей.
Так, согласно данным Росстата, в России объем выпуска металлургической продукции за январь-октябрь 2023 года вырос на 3,5 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За десять месяцев текущего года относительно тех же месяцев предыдущего года выплавка зеркального и передельного чугуна в чушках, болванках и прочих первичных формах составила 45,8 млн тонн (+6,3 %), нелегированной стали в слитках или в прочих первичных формах и полуфабрикатов из нелегированной стали – 50,6 млн тонн (+7,6 %), легированной стали в слитках или прочих первичных формах, а также полуфабрикатов из легированной стали – 12,9 млн тонн (–3,5 %), производство первичного алюминия показало прирост на 3,7 %, выпуск стального листового проката без дополнительной обработки достиг 17,6 млн тонн (+9,9 %), стального сортового проката и катанки горячекатаной – 15,3 млн тонн (+5,7 %), стальных пустотелых бесшовных труб и профилей, а также их фитингов – 6 млн тонн (+12,4 %). Кроме того, производство сварных стальных труб круглого сечения наружным диаметром более 406,4 мм составило 2,9 млн тонн (–15,2 %), сварных стальных труб наружным диаметром не более 406,4 мм – 2,2 млн тонн (+9,8 %), стального листового холоднокатаного проката неплакированного шириной менее 600 мм – 469 тыс. тонн (+9,6 %), незамкнутых профилей из нелегированных сталей, изготовляемых методом холодной штамповки или гибки – 1,2 млн тонн (–1,5 %), холоднотянутой проволоки из нелегированной стали – 1,3 тыс. тонн (–0,5 %), конструкций и деталей конструкций из черных металлов – 7,5 млн тонн (–0,4 %), выпуск конструкций и деталей конструкций из алюминия вырос на 12,2 %, а золота – снизился на 2,2 %.
Как говорится в обзоре «Северстали», в России потребление стали начало восстанавливаться во втором квартале 2023 года. Если по итогам первого квартала спрос показал снижение на 3 % к аналогичному периоду 2022 года, то во втором квартале 2023-го, востребованный строительным сектором, он вырос на 20,7 % к соответствующему прошлогоднему показателю, составив 12,04 млн тонн, а по итогам первого полугодия увеличился на 7,8 % до 23,2 млн тонн. За первые полгода 2023-го относительно того же периода в 2022-м строительная отрасль увеличила потребление стали на 10 % почти до 18 млн тонн, машиностроительная – на 5 % до 2,4 млн тонн, топливно-энергетический комплекс – снизил на 6 % до 2,7 млн тонн. А по итогам всего 2023 года, к примеру, эксперты «Северстали» ожидают небольшой рост потребления – на 1–2 % – его поддержат госмеры в сфере строительства социального и коммерческого жилья, а также спрос на индивидуальное жилищное строительство.
Как спрогнозировали в Минэкономразвития РФ, по базовому сценарию металлургическое производство, снизившееся на 0,8 % в прошлом году, в 2023-м может вырасти на 4,9 %, в 2024-м – на 3,9 %, в 2025-м – на 2,5 %, в 2026-м – на 2,4 %. При этом по итогам текущего года, в соответствии с прогнозом, выпуск готовых металлических изделий может ускориться до 27,8 % в годовом выражении, а после стабилизации и за счет накопленной высокой базы в 2026-м увеличится на 31,8 % в сравнении с 2022-м. Выплавка стали, согласно разработанной Минпромторгом и утвержденной правительством РФ стратегии развития металлургической промышленности до 2030 года, предполагается по базовому сценарию на уровне 76,6 млн тонн, по консервативному – 68,1 млн тонн в 2023 году.
Развитие отрасли, по оценке Минэкономразвития РФ, могут сдерживать введенные еще в прошлом году санкции против производителей металлопроката и стальных труб, находящиеся в избытке мировые мощности черной металлургии и в целом прогнозируемое замедление мировой экономики. Что касается цветной металлургии, прирост потребления основных цветных металлов в России составит 3–5 % в год, и дальнейшее развитие будет связано с реализацией программ компаний по реструктуризации и модернизации действующих производств, конъюнктурой на мировом рынке и курсом нацвалюты.
Ранее заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров говорил, что российские металлургические предприятия загружены практически на 100 %, благодаря росту спроса на внутреннем рынке, в частности, в нефтегазовой, строительной и машиностроительной отраслях, а также увеличению экспортных поставок на рынки дружественных стран.
«Можно говорить, что рентабельность деятельности металлургического комплекса в целом положительная, но при этом это не такие «сверхдоходы», как раньше», – комментировал он.
Ключевые события, повлиявшие на рынок
В целом портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин назвал 2023 год для металлургов относительно спокойным.
«Относительно – потому как из негатива были санкции в отношении «Полюса» и российской части «Полиметалла». Из позитива – ослабление рубля и рост цены на золото – безусловно, плюс для компаний», – пояснил он.
Здесь напомним, что введение санкций против крупных российских золотодобытчиков «Полюса» и «Полиметалла» (подразделения группы Polymetal, через которую она владеет активами в России) со стороны США и Великобритании последовало в первой половине этого года. К слову, для золотодобытчиков эти блокировки не единственные, ранее в западные санкционные списки попали работающие в России компании Nordgold, Highland Gold и их владельцы, а также «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) и «Красцветмет».
Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам», напротив, считает, что «год в целом для отрасли выдался сложным».
«Он объединил в себе адаптацию отрасли к условиям санкций, изменение экспортной логистики, восстановление внутреннего спроса, слабую ценовую динамику из-за более медленного, чем ожидалось, оживления экономики Китая, и рост фискальной нагрузки на экспортеров», – объясняет он.
Дмитрий Скрябин в числе главных событий 2023 года в отрасли назвал рост цен на золото до исторических максимумов и IPO одного из крупнейших золотодобытчиков в РФ – «Южуралзолота».
Цена золота на начало декабря 2023 года выросла до исторического максимума, превысив 2150 долларов за унцию, и аналитики допустили ее дальнейший рост в следующем году выше уровня 2000 долларов за унцию из-за геополитической напряженности, слабого доллара и возможного снижения процентных ставок. Как писали «Ведомости» со ссылкой на Bloomberg, предыдущий рекорд котировок был зафиксирован в 2020 году – 2075,47 за тройскую унцию.
Что касается «Южуралзолота», компания привлекла 7 млрд рублей в ходе IPO на Московской бирже в истекшем ноябре, намереваясь использовать все деньги «для снижения долговой нагрузки и в общекорпоративных целях». Эта компания в 2022 году фиксировала по МСФО убыток в сумме 20 млрд рублей, а в первой половине 2023 года – 3,33 млрд рублей.
Алексей Калачев из «Финама» отметил сразу пять значимых событий в горно-металлургической отрасли России в уходящем году.
Первое – рост фискальной нагрузки сначала в виде windfall tax – разового платежа из «сверхприбыли» предыдущих лет, а затем «курсовой» экспортной пошлины. Финальная версия законопроекта о налоге на сверхприбыль была утверждена Минфином России в мае 2023-го, инициатива заработает с 1 января и предполагает уплату windfall tax не позднее 28 января 2024 года, будет носить разовый характер, а его сумма должна исчисляться компаниями самостоятельно. К примеру, Polymetal оценил выплату windfall tax в 600 млн рублей или порядка 7 млн долларов, введение экспортной пошлины в размере 5,5 % обойдется компании в 30–40 млн долларов EBITDA в 2023-м и 100–130 млн долларов в следующем году. А в целом Минфин оценил поступления от windfall tax приблизительно в 300 млрд рублей.
Вторым важным для рынка событием, по мнению Алексея Калачева, стала успешная адаптация к санкциям сталелитейной отрасли, полностью восстановившей загрузку производственных мощностей, и возобновление сталеварами раскрытия финансовой отчетности. Так, согласно опубликованной отчетности «Северстали», в январе-сентябре 2023 года компания произвела 8,35 млн тонн чугуна (+3 % к тому же периоду 2022-го), 8,35 млн тонн стали (+5 % соответственно), продала, как и в аналогичном прошлогоднем периоде, 8,16 млн тонн металлопродукции, зафиксировав выручку в сумме 494,6 млрд рублей (+5,8 % соответственно), а чистую прибыль по РСБУ – 146,1 млрд рублей (–13,64 % соответственно). «Мечел» в течение первых трех кварталов этого года произвел 2,369 млн тонн чугуна (–2 % соответственно) и 2,626 млн тонн стали (–2 % соответственно), получил по РСБУ 11,98 млрд рублей выручки (–43,93 % соответственно) и 31,37 млрд рублей чистой прибыли (рост в 14,5 раза). Чистая прибыль Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) за девять месяцев 2023 года по РСБУ составила 87,5 млрд рублей (рост в 2 раза), выручка – 487,3 млрд рублей (+6,3 % соответственно), валовая прибыль – 141,3 млрд рублей (+30,5 % соответственно). А «Трубная металлургическая компания» (ТМК) сообщила о выручке по РСБУ в январе-сентябре 2023 года на уровне 359 млрд рублей, валовой прибыли – 29,3 млрд рублей, прибыли от продаж – почти 18 млрд рублей, зафиксировав чистый убыток – 8,6 млрд рублей (сравнительные показатели за аналогичный период 2022 года не были опубликованы).
В качестве третьего важного события в российской металлургии аналитик «Финам» назвал неожиданный отказ «Норникеля» от выплаты дивидендов за 2022-й, а потом столь же внезапное решение выплатить их за девять месяцев 2023 года. К слову, «Норникель», который по итогам января-сентября 2023 года произвел 145 тыс. тонн никеля (–9 % к аналогичному прошлогоднему показателю), 304 тыс. тонн меди (-4 % соответственно), 2145 тыс. унций палладия (+1 % соответственно) и 528 тыс. унций платины (+7 % соответственно), в отчете по РСБУ без учета результатов Кольской ГМК за указанный период зафиксировал 622 млрд рублей выручки (+2 % соответственно) и около 68 млрд рублей чистой прибыли (–78 % соответственно). Решив не выплачивать финальные дивиденды за 2022 год из-за усиления геополитических рисков и новых вызовов для ее операционной и сбытовой деятельности, компания недавно одобрила их выплату за девять месяцев в размере 915,33 рубля на одну обыкновенную акцию.
Также Алексей Калачев напомнил о таком значимом событии для отрасли, как неожиданное решение «Полюса» выкупить у акционеров почти 30 % своих акций по цене на треть выше рынка. Для этого, напомним, компания выделила 579,4 млрд рублей. Сразу после одобрения программы buy-back ее акции взлетели почти на 15 %.
«Пятым заметным событием я бы назвал редомиляцию Polymetal в Казахстан и решение группы продать российские активы, на которые приходится 2/3 ее добычи и почти вся переработка», – сказал аналитик «Финам».
О соответствующем решении глава компании Виталий Несис, в частности, заявлял минувшим летом, называя его вынужденным, принятым в результате включения российской структуры группы в санкционный список.
«Я думаю, что часть средств пойдет на строительство предприятий в Казахстане, а часть – на выплату дивидендов от Polymetal International», – говорил Несис.
В целом, учитывая хорошие финансовые показатели компаний, металлургическая отрасль с вызовами 2023 года справилась, делает вывод портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
«Компании в основном адаптировались к санкционным искам как в части сбыта золота, так и в части поставок оборудования», – сказал он.
«Горно-металлургические компании в целом успешно справляются с вызовами, находят новых поставщиков оборудования для своих проектов и перестраивают логистику собственных поставок. Производители стали переориентировались в основном на внутренний рынок. «Норникель» и «РУСАЛ» переориентировали экспорт цветных металлов в большей степени на рынки Китая и других стран ЮВА», – отметил аналитик «Финам» Алексей Калачев.
Он считает, что в следующем году сложившиеся тенденции продолжат развитие.
«Вместе с тем я думаю, что восстановительный импульс в черной металлургии замедлится, так как предприятия уже вышли почти на полную загрузку, ее расширение потребует времени и инвестиций. Строительная отрасль, обеспечивающая потребление большей части металлопродукции, может замедлиться из-за сдерживания ипотеки на фоне роста кредитных ставок и намерений повысить уровень первоначального спроса. Среди рисков можно также назвать вероятность ужесточения санкций по отношению к цветным металлам и трудно прогнозируемую налоговую политику правительства в условиях дефицита бюджета», – заключил Алексей Калачев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Бизнес 2023/2024: главные события и тренды