На Урале стали чаще происходить межнациональные конфликты в школах между детьми мигрантов и русскими учениками. Последние громкие стычки с применением силы были в Нижнем Тагиле, Челябинске и Тюмени. Пострадали русские дети. Каковы причины этой проблемы и почему она может стать бомбой замедленного действия, рассказала в интервью «ФедералПресс» детский и семейный психолог Галина Губайдуллина.
Своя культура
Почему такие инциденты стали происходить чаще?
— Как гражданин я вижу, что очень много хлынуло в Россию иностранцев, которые хотят только зарабатывать здесь. Это временные мигранты, они приезжают «подоить» страну, воспользоваться благами, которые предоставляет страна с более высоким уровнем жизни.
Трудовые мигранты не видят себя в нашем обществе, не хотят связывать свою жизнь с этой территорией, поэтому они не знают русского языка и даже не собираются его учить. Они живут сепарировано, заселяются в районы, где у них есть свои кафе и магазины, там, где им комфортно.
Сейчас таких мигрантов стало много. И так как они едут сюда за выгодой, то везут с собой жен и детей. Они привозят свою культуру. Их дети идут в школу.
Дети повторяют за родителями
Есть ли вероятность, что дети с обеих сторон копируют нетолерантную поведенческую модель родителей – отсюда и конфликты в школах?
— Дети – лакмусовая бумажка всех процессов в обществе и в семье. И если мигранты не настроены на то, чтобы интегрироваться в русскую культуру, относятся к стране потребительски, то это вызывает агрессию у принимающей стороны.
И наши дети – тоже лакмусовая бумажка умонастроений в российском обществе. Не будем скрывать, что в России к мигрантам относятся как к людям второго сорта. Но это не так, они не люди второго сорта. В нашей культуре нет терпимости к мигрантам. И это в семьях проявляется. Папа сказал что-то про мигрантов, как-то обозвал их, сын приходит в школу с такими же идеями... Естественно, возникают конфликты.
Миграция – это большой стресс для людей. Когда люди попадают в чужую страну и культуру, какие бы у них ни были мотивы, – они всегда испытывают стресс. И у детей то же самое. Мало того, родители понимают, зачем они сюда поехали, а дети – нет. Их просто берут и везут в эмиграцию. Поэтому дети в школе испытывают большой стресс. И этим никто, естественно, не занимается.
Со стороны детей мигрантов тоже агрессия наблюдается, неуважение к русским, к традициям и культуре страны. Это же они перенимают от родителей?
— Да, дети мигрантов тоже перенимают агрессию от родителей. А где еще они могут это брать? Дети всегда отражают то, что происходит в семье, ее ценности и отношения в ней. По ребенку видны ценности семьи и отношение к каким-то ситуациям. Есть, конечно, исключения.
Когда в Нижнем Тагиле мать снимала на камеру, как ее дети избивают сироту, – это вопиющий случай. Как психолог я не могу это комментировать, но как гражданин своей страны, я думаю, они должны быть строго наказаны по закону. Такие случаи должны пресекаться и очень строго наказываться. Это ведь еще и столкновение национальных характеров. Если у них мягкость расценивается как слабость, они будут демонстрировать свою силу.
Бомба замедленного действия
Как предотвратить такие конфликты в школах?
— Необходимо разработать серьезную государственную политику для решения этой проблемы, иначе беды не избежать. Власти начинают задумываться об этом. Миграционная политика должна способствовать тому, чтобы люди, которые к нам приезжают, не были временными потребителями, которым наплевать на нас. Они обязательно должны знать русский язык и нашу культуру, уважать наши традиции. Например, они должны знать, как вести себя с девушками. Это вызывает очень много агрессии.
Сейчас формируют психологическую помощь на государственном уровне для участников СВО и их семей, создаются фонды. И это правильно, потому что мы не хотим получить новый афганский синдром. Миграция сейчас, наряду со СВО, – еще одна бомба замедленного действия. Поэтому мы должны уделять внимание этой проблеме, иначе мы получим взрыв.
В школах нужно вводить стратегические программы по работе с семьями мигрантов и адаптации их детей в России, работать с классами, где учатся дети иностранцев. Должна быть выстроена четкая стратегия и тактика разрешения таких конфликтных ситуаций. Причем в школах необходимо применять программы именно психологической помощи, а не педагогической. Нельзя просто сказать: ай-яй-яй. В этом смысла нет. Это только оценка и осуждение. Необходимо именно психологическое понимание ситуации.
Если пустить проблему на самотек, то, еще раз повторяюсь, она станет бомбой замедленного действия.
Почему эта проблема взрывоопасна?
— Чем больше недовольства с обеих сторон, тем больше будет таких конфликтов, тем сильнее будет организованная агрессия. В Европе эти тенденции долго накапливались, а потом вылились в погромы мигрантов.
Если мы цивилизованная страна, если мы уважаем себя, то не допустим таких вещей в своей стране. Если мы себя не уважаем и не можем защитить свои интересы, то люди такого психологического склада, которые понимают только закон силы, будут в силу своей природы и сознания так действовать.
И задача граждан и государства сделать так, чтобы не было коррупции в этой сфере. Происходит безнаказанность, они расценивают это как слабость государства. Это не значит, что нужно быть варварами. Нужно просто уметь защищать свои границы, не давать повода нарушать в своем доме порядок, давать безобразничать в своем доме. Это геопсихология, тут действуют такие же законы, как и в межличностных отношениях.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Юшкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»