В России начали ужесточать миграционную политику из-за громких скандалов с иностранцами. Регионы «тюменской матрешки» одни из первых в стране начали вводить запреты на работу мигрантов в самых «чувствительных» отраслях экономики. Какие ограничения действуют сейчас и пойдут ли власти на более жесткие меры – читайте на «ФедералПресс».
Какие запреты действуют в «матрешке»
В Тюменской области губернатор Александр Моор продлил на 2024 год запрет на трудоустройство мигрантов по патентам в сфере транспорта: городские и пригородные пассажирские перевозки, такси и грузоперевозки. Ограничение не распространяется на граждан стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).
Законодательных инициатив по ужесточению уже принятых региональных ограничений нет. Между тем в Тюмени общественники выступают с более радикальными предложениями. Активисты движения «За жизнь» начали в конце года сбор подписей против «завоза мигрантов в Россию».
Югра тоже продлила на 2024 год запрет на наем иностранцев. Бизнесу запретили брать на работу мигрантов в следующих сферах:
- производство детского питания и диетических продуктов;
- розничная торговля алкоголем, напитками и сигаретами;
- перевозки пассажиров в городском и пригородном транспорте;
- такси;
- общепит;
- образование.
Запрет распространяется на трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана и Украины.
На федеральном уровне власти рассматривают ряд инициатив. В Госдуму РФ осенью 2023 года эсеры внесли законопроект о запрете мигрантам работать в школах, больницах и такси. Глава СК РФ Александр Бастрыкин предложил создать спецотдел по расследованию преступлений мигрантов. Президент Владимир Путин поручил открыть спецорган для решения проблемы мигрантов в комплексе.
Введут ли более жесткие меры в регионах
В течение нескольких месяцев проблема мигрантов в СМИ сильно актуализируется, отметил эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг» и руководитель Высшей школы права югорского университета Станислав Розенко. Телеграм-каналы все чаще сообщают о правонарушениях и преступлениях, совершаемых мигрантами.
Недавний громкий случай – перестрелка между мигрантами в Тюмени из-за наркотиков. Один человек пострадал. Полиция задержала одного участника конфликта, остальные объявлены в федеральный розыск.
В Югре все чаще происходят конфликты между пассажирами и таксистами-мигрантами. Так, в Ханты-Мансийске водитель-мигрант приставал к 15-летней школьнице. В Сургуте таксист выкинул пассажирку из машины на снег и прижал дверью. Самый масштабный скандал за последние годы – судебный процесс над сургутянкой Раей Мамедовой, которую Фемида признала виновной в возбуждении ненависти к русским. Имя девушки едва ли не стало нарицательным.
«И здесь государство вынуждено своевременно реагировать, поскольку мы живем в сложный период, когда те или иные события воспринимаются людьми с определенной опаской», – пояснил «ФедералПресс» Станислав Розенко.
Эксперт подчеркнул, мигранты работают в определенных сферах, в ряде случаев наблюдаются процессы монополизации. Однако универсального инструмента для решения проблемы нет. Экономика нуждается в рабочей силе.
«На место мигрантов мы людей другой титульной национальности найти не можем: они не пойдут в службу доставки, такси и дворниками работать. Надо найти золотую середину, потому что мы живем в демократическом и правовом государстве. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что к нам приезжают люди с иным воспитанием и иными подходами», – прокомментировал Станислав Розенко.
Собеседник не исключает, что в Тюменской области и Югре, учитывая громкие скандалы с иностранцами, власти могут пойти по пути ужесточения ограничений. «Многое зависит от конкретной ситуации. Недавно в Челябинске мигранты напали на участника СВО. В таких случаях вполне возможно появление более жестких мер, это реально», – заключил Розенко.
Ситуация с мигрантами на Ямале
На Ямале ограничений на работу мигрантов нет, и власти не планируют их вводить. Подобных инициатив не выдвигают общественники и законодатели.
«Пока не вижу серьезных предпосылок для подобных решений. Ямал – сырьевой регион, он разрабатывался всем Советским Союзом. Сюда приехало очень много специалистов из нефтегазоносных регионов СССР, которые помогали разрабатывать месторождения. Здесь выросли большие диаспоры», – пояснил «ФедералПресс» представитель Агентства политических и экономических коммуникаций на Ямале Сергей Зубанов.
Миграционные потоки на Ямале существуют и сейчас. Трудовые мигранты закрывают свободные вакансии, в частности, в такси. Собеседник подчеркнул, что местные жители «все при работе». В регионе низкий уровень безработицы. Если появляются свободные ниши, то они заполняются мигрантами.
«Таких больших проблем, как сейчас мы наблюдаем в России, у нас пока нет, но случаются бытовые конфликты, связанные с непониманием или нежеланием понимать русскую культуру и правила общежития. Но они регулируются, в том числе и «Русской общиной», отделение которой появилось и на Ямале», – подчеркнул Сергей Зубанов.
Как отметил спикер, почти в каждом муниципалитете есть актив движения «Русская община», который «взял на себя ответственность по защите населения от нежелательных конфликтов».
«Речь идет о защите от нежелательных мигрантских эскапад. Среди местных мусульман, которые давно здесь живут, такого не наблюдается, а вот среди новоприбывших и подрастающей молодежи не с тем воспитанием, к которому привыкли в нашем обществе, иногда бывает, но это очень редкое событие», – добавил Зубанов.
По мнению эксперта, в регионе пока нет надобности в ужесточении миграционной политики.
Ранее «ФедералПресс» сообщал, что в России находится более 10 млн трудовых мигрантов. Все больше регионов вводят запреты на работу иностранцев в самых «чувствительных» отраслях экономики, связанных со сферой услуг. Парламентарии и силовики предлагают ввести подобные ограничения по всей стране, а не точечно. В каких субъектах РФ мигрантам не устроиться на работу – читайте в нашем материале.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктор Вытольский, Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»