Экологические проблемы не обошли стороной Нижегородскую область – качество воздуха и воды, загрязнение почвы, утилизация отходов, нехватка зелени и прочие сложности требуют решения, а главное – комплексного подхода. Как регион решает главные экологические трудности, выяснил «ФедералПресс».
Экологическая безграмотность и несознательность
Одна из основных экологических проблем, которая волнует не только Нижегородскую область, но и всю страну, – это недостаток экологической грамотности, отмечает эколог Асхат Каюмов. Эта требующая решения на всех уровнях задача приводит к ослаблению контроля за охраной природы, а также негативно стимулирует недобросовестных бизнесменов экономить на очистных сооружениях, сваливать отходы где попало и так далее.
Если к безграмотности добавить отсутствие сознательности, то ситуация усугубляется. Весенний пал травы, разбросанный мусор в местах отдыха и не только, игнорирование сортировки отходов и вторичного применения материалов, вещей, нерациональное использование природных ресурсов – все это верхушка айсберга.
Шаги на пути решения проблемы сделаны. Среди них – создание экопросветительского пункта в парке «Швейцария». Депутаты заксобрания рассматривают возможные варианты организации тематических экологических экспедиций, походов и смен для школьников, рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе регионального парламента. Народные избранники работают над решением финансовых вопросов и надеются на успех уже к началу летней оздоровительной кампании 2024 года.
Также одним из направлений работы комитета по экологии и природным ресурсам является экологическое просвещение граждан. Регулярно проводятся экологические уроки в школах, а также лекции в вузах. А еще реализуются конкурсы, проекты.
Качество воздуха
Для крупных городов нижегородской агломерации существует другая проблема – это качество воздуха, отмечает Каюмов. Негативное воздействие, по его мнению, оказывает в первую очередь транспорт. В регионе отмечается большое количество частного транспорта из-за низкой доступности общественного. Это отталкивает людей от пересаживания с личного автомобиля на автобус, метро или трамвай. В свою очередь, выбросы от транспорта ухудшают качество воздуха и повышают риск заболевания органов дыхания.
Проблема требует комплексного подхода как в вопросе модернизации работы общественного транспорта под запросы населения, так и в жестком контроле за выбросами загрязняющих веществ. В целом воздух стал лучше за счет закрытия старых котельных, перевода ТЭЦ с мазута или угля на природный газ, отметил собеседник издания.
Кстати, в этом году в Нижегородской области в полном объеме должна начать работу региональная сеть мониторинга качества воздуха. В нее входят восемь стационарных автоматических постов и 50 малогабаритных станций.
Есть положительная тенденция и в переходе к использованию электротранспорта. Регион активно закупает такие транспортные средства. К настоящему моменту в пресс-службе правительства Нижегородской области не смогли ответить на запрос «ФедералПресс» о том, сколько единиц уже вышло на линию, а сколько планируется выпустить до конца зимы.
Волнует жителей и другая проблема – неприятные запахи. Систематически появляются жалобы на Нижегородский масло-жировой комбинат, хотя, по словам экологов и представителей самого предприятия, прогресс в решении проблемы есть, но закрыть ее раз и навсегда пока не удалось.
С законодательной точки зрения запахи не регламентируются. Если нет превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, то и привлечь любое дурнопахнущее предприятие к ответственности не представляется возможным. Разрешить проблему можно, только изменив законы на федеральном уровне.
Качество воды
Качество воды в Нижегородской области – тоже проблема. Предполагается, что ситуация в регионе должна улучшиться, на эту цель были потрачены большие федеральные деньги, в частности, построены очистные сооружения, модернизируется станция аэрации.
«Ждем данные от Росгидромета – изменилось ли качество воды или был выбран неправильный приоритет. То есть, может быть, основная проблема в этом направлении не в строительстве муниципальных очистных, а в более жестком контроле за предприятиями, которые сбрасывают, и за рассеянными источниками, которые пока никто не контролирует», – отметил Каюмов.
По мнению эколога из Дзержинска Дмитрия Левашова, также актуальна проблема загрязнения ливневой канализации в городах, которые стоят на Волге. Это актуально не только для Нижнего Новгорода, но и для таких городов, как Ярославль, Рыбинск, Казань и Рязань.
«Ливневка – это не только дождевые и талые воды, но и вода со снегосвалок, с проезжей части и тротуаров городов. Она собирает в себе нефтепродукты, хлориды и сульфаты, содержащиеся либо в песчано-гололедной смеси, либо в химреагентах, канцерогенный бензпирен, являющийся источником загрязнения от двигателей внутреннего сгорания. Все это течет в Волгу», – рассказал Левашов.
Одним из направлений нацпроекта «Экология» в регионе является реализация проекта «Оздоровление Волги». «ФедералПресс» запросил информацию об итогах его реализации в региональном правительстве, однако ответ на момент публикации материала не поступил.
Нехватка новых озелененных территорий
По всем крупным населенным пунктам Нижегородской области, по словам экологов, наблюдается нехватка зелени. Идея о создании новых озелененных территорий витает в воздухе.
Пока же в областной столице, по информации от департамента благоустройства, общая площадь озелененных территорий более двух тысяч гектаров. Она включает в себя один сад, шесть набережных, 13 парков, 22 бульвара, 47 рекреационно-природных территорий, 143 сквера.
Системная работа по сохранению имеющихся зон есть. В частности, с 2017 года площадь благоустроенных территорий выросла с 1,6 % до 75 %. Что же касается появления новых зон за последние 10 лет и того, будут ли они созданы в ближайшие годы, осталось загадкой – вопросы не нашли ответа в мэрии и правительстве.
Проблема отходов
На повестке дня в настоящее время также отсутствие в Нижегородской области полигонов для размещения опасных отходов производства, отмечает Левашов. В 2005 году такой полигон открыли для Горьковского автозавода с замыслом, что он будет принимать и сторонние отходы, однако этого не произошло.
По словам эколога, порой конкурсы на утилизацию опасных отходов выигрывают недобросовестные компании, которые просто сливают их или разбрасывают где попало. Или же отходы вывозятся в Башкирию, Волгоградскую, Ульяновскую области, некоторые мусоровозы едут еще дальше. Чем дальше путь, тем выше стоимость.
Кроме того, довольно критичной остается ситуация с мусором. В прошлом году это вылилось в крупный скандал, когда за перебои с вывозом мусора в северных районах компанию «Экостандарт» лишили статуса регоператора.
За последние годы звучали предложения о создании мусоросортировочной станции в Уренском округе, а также межмуниципального полигона ТКО в Арзамасском районе. Сейчас нет информации о готовности ни того, ни другого. Актуальные данные об их строительстве в правительстве региона предоставить не смогли.
«Вторсырье нужно сортировать возле дома, а для этого требуется установка сеточных конструкций для чистых бутылок, макулатуры, консервных банок и прочего и отдельные баки для органических отходов. Население могло бы продавать вторсырье, пока же вместо этого оно платит огромные деньги за вывоз отходов», – сетует Левашов.
Ранее сообщалось, что в 2024 году в Дзержинске будет построен экопромышленный парк, где планируется размещение производств резидентов, работающих с вторичными ресурсами. Запуск этого объекта позволит создавать промпродукцию из отходов. Строительные работы уже ведутся на площадке.
Фото: ФедералПресс / Кобалия Ксения
Эксклюзивы «ФедералПресс»