7 февраля исполнилась 43 года с самой масштабной авиакатастрофы, в результате которой погибло 50 человек. Самолет рухнул через несколько секунд после взлета. Что произошло в черный день в истории ВМФ, вспоминает «ФедералПресс».
Подробности трагедии
Авиакатастрофа произошла 7 февраля 1981 года в Ленинградской области, недалеко от города Пушкин. В самолете Ту-104 летело командование ТОФ СССР, в результате крушения все 50 человек погибли.
На борту находились 16 адмиралов и 11 капитанов первого ранга ТОФ СССР – все они погибли, а Тихоокеанский флот на время остался практически без командования.
Прибыли на учение
30 января 1981 года в Пушкин прибыл отряд управления 593-го отделения транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР, который базировался на аэродроме Кневичи во Владивостоке. В городе проходили недельные учения, где отряд был признан лучшим. Возвращение высшего командного состава ТОФ было назначено на 7 февраля.
Падение после взлета
7 февраля 1981 года в 16 часов командир Ту-104 ТОФ СССР подтвердил готовность взлета судна, чтобы совершить беспосадочный перелет во Владивосток. Для этого лайнер был максимально заправлен.
Во время взлета, когда самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы, достигнув высоты 50 метров, борт начал крениться на правое крыло. Спустя несколько секунд судно ударилось о землю, раздался взрыв.
Практически все пассажиры и члены экипажа погибли на месте происшествия. Техника выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, и к моменту прибытия врачей он был еще жив, однако из-за травм скончался по дороге в больницу.
Причина трагедии
Согласно официально версии, трагедия произошла из-за ошибки при расчете предельно допустимого веса. Помимо пассажиров, в салоне находился груз. Это стало причиной смещения центровки до запредельно задней и привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потери устойчивости и невозможности управления самолетом.
Еще один фактор – отрыв самолета от земли произошел на скорости, которая была меньше расчетной на 25 км/ч. Это стало причиной того, что перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.
Также есть версия, что самолет был перегружен в том числе и топливом. А вместе с низкой скоростью экипаж просто не смог разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Однако официальное расследование эту версию не подтверждает.
После авиакатастрофы информацию о происшествии сразу же засекретили. Единственное упоминание о крушении самолета Ту-104 было опубликовано в газете «Красная звезда», которая являлась официальным печатным органом Вооруженных сил СССР. Однако причины ЧП не разглашались.
Крупнейшая авиакатастрофа в СССР
Падение и взрыв самолета Ту-104 под Пушкиным стало крупнейшей трагедией, в которой погибло высшее командование Вооруженных сил СССР.
Сразу же после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности. На тот момент рассматривалась единственная версия произошедшего – террористический акт, но она не была подтверждена.
После трагедии был снят с должности полковник Яковлев А. И., который являлся командиром 25-й морской ракетной авиационной дивизии. Списали и все самолеты Ту-104, так как было принято решение не эксплуатировать их в Вооруженных силах СССР.
Практически всех погибших похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. В 1983 году здесь возвели мемориал, на котором в 2000 году появилась надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».
Ежегодно 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга проходит панихида по погибшим в авиакатастрофе. Здесь в 2000 году открыли мемориальную доску с именами погибших.
А в 2017 году на Корабельной набережной во Владивостоке открыли памятник, который представляет собой мраморную стелу, увековеченную парусником. Мемориал находится у 33-го причала на территории ТОФ.
Фото: РИА Новости/ Борис Вдовенко, Пресс-служба Восточного военного округа/function.mil.ru