В пермском общественном транспорте начали крутить сатирические ролики. С их помощью хотят достучаться до безбилетников и популярно объяснить им, почему все-таки стоит оплачивать проезд. Проблема действительно серьезная: с почти тотальным переходом на бескондукторную систему армия «зайцев» в пермских автобусах и трамваях продолжает расти. В прошлом году не заплатили за проезд более 52 млн пассажиров, то есть каждый пятый. Эти и другие итоги работы общественного транспорта в столице Прикамья в 2023 году, а также планы властей по развитию отрасли – в материале «ФедералПресс».
Сколько доплачивает бюджет
Всего за прошлый год пермский общественный транспорт перевез 233,8 млн пассажиров. Это на 28,4 млн человек больше, чем в 2022 году.
Как рассказал начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин, в 2023 году от оплаты проезда в бюджет Перми поступило 4,786 млрд рублей. Еще 375,9 млн рублей перевели из краевой казны в качестве компенсации за перевозку федеральных и региональных льготников.
«На оплату транспортной работы перевозчиков направили 6,525 млрд рублей. Итоговый размер дотации из городской казны составил 1,363 млрд рублей. Это почти на 90 млн рублей меньше, чем было в 2022 году», – отметил Анатолий Путин на февральском заседании комитета гордумы по экономическому развитию.
Карты вытесняют наличку
Самым популярным способом оплаты проезда в пермских автобусах и трамваях остается банковская карта: в прошлом году ей воспользовались 48,15 % пассажиров. Дальше идут транспортные карты в виде льготных (21,73 %) и гражданских (9,38 %) проездных.
Продолжает снижаться доля тех, кто покупает билет за наличные. В 2023 году она сократилась до 5,6 %. В целом за полную стоимость в прошлом году в общественном транспорте проехало более 60 % пассажиров (из тех, кто оплатил поездки). Разными видами проездных воспользовались 38,6 % пассажиров.
«По итогам 2023 года средняя стоимость поездки среди оплативших сложилась на уровне 26,4 рубля. Отмечу, что при формировании бюджета закладывалась стоимость выше – на уровне данных 2022 года. По сравнению с ними, средняя стоимость поездки в прошлом году снизилась примерно на полтора рубля», – сообщил Анатолий Путин.
Он добавил, что наиболее востребованным видом проездного остается безлимит на месяц: по нему в 2023 году совершили больше 10 млн поездок.
Едут и не платят
Сегодня безбилетники, пожалуй, одна из главных головных болей чиновников от транспортной отрасли. В прошлом году в пермских автобусах и трамваях насчитали более 52,2 млн «зайцев». Годом ранее их было на 15 млн меньше. По сути, из-за любителей прокатиться бесплатно бюджет недополучил сумму, сопоставимую с размером дотации на транспортную отрасль (и даже больше ее).
Анатолий Путин абсолютный рост безбилетников связывает с увеличением количества бескондукторных маршрутов. Сегодня кондукторов нет во всех трамваях и на подавляющем большинстве автобусных маршрутов.
Но начальник дептранса признает, что есть предпосылки увеличения доли безбилетников. На эту же проблему обратил внимание депутат думы Эдуард Мирзамухаметов, оглашая на заседании экономического комитета выводы контрольно-счетной палаты Перми.
«В 2023 году доля безбилетников в среднем составила 22 % при плановых показателях в 15 %. Меры, принимаемые департаментом, не обеспечивают должной собираемости оплаты за проезд. При этом расходы на контрольно-ревизионную службу (КРС) составляют более 54 млн рублей. А в декабре прошлого года расходы на нее в 3,5 раза превысили плановые показатели», – рассказал Мирзамухаметов.
Кстати, в прошлом году сотрудники КРС МКУ «Гортранс» провели в городском транспорте почти 175 тысяч проверок. Они составили 19,7 тыс. административных протоколов за безбилетный проезд, из них 18,2 тысячи закончились назначением штрафа. Однако собираемость штрафов оставляет желать лучшего: из выписанных 38 млн рублей в бюджет поступило чуть более 14 млн рублей.
Напомним, в прошлом году мэрия Перми попробовала эксперимент с мобильными агентами, но он провалился. И от этой задумки в итоге отказались.
Пора возвращать кондукторов?
На февральском заседании думского комитета по экономическому развитию депутат Ирина Горбунова спросила у Путина, почему в Перми упорно отказываются от кондукторов.
«Мне кажется, что страшная тетя-кондуктор в автобусе – это лучший гарант собираемости денег. Может, все-таки к этой старой доброй системе вернемся, оставив КРС для точечных вещей?» – поинтересовалась она.
На это Анатолий Путин заметил, что сейчас возврат к прежней системе невозможен.
«Контракты, которые заключили с перевозчиками в 2020 году, были сформулированы как раз из того, что мы переходим на бескондукторную систему. И обязать перевозчика сейчас вернуть кондукторов в рамках данных контрактов не представляется возможным. Если говорить о предстоящем в 2025 году перезаключении контрактов, то, конечно, такой вопрос рассмотреть можно. Но надо понимать, что сейчас кондуктору надо платить уже не 20 тысяч, как это было в 2020-м. Учитывая существующий дефицит кадров на рынке труда, зарплата должна быть от 50 тысяч и выше. Следовательно, расходы на кондукторов уже станут не один миллиард, как раньше, а значительно выше», – пояснил начальник дептранса.
Он добавил, что на сегодня ни один из российских городов, который зашел в «бескондукторку», не вернулся к прежней системе.
На замечание депутатов, что пермяки не встречают в автобусах и трамваях никаких ревизоров, Путин ответил, что на самом деле КРС работает. По его словам, подтверждение тому – почти 19 тысяч реально выписанных штрафов. Также глава дептранса напомнил, что только в 2023 году сотрудники этой службы при МКУ «Гортранс» помогли правоохранительным органам задержать восемь человек, находящихся в федеральном розыске.
«Кому-то везет, и он не попадается контролерам. Но я знаю случаи, когда, например, одного человека дважды за день оштрафовали за неоплату проезда. Надо платить – наша единственная просьба к пассажирам. Горожане должны понимать, что если они не будут оплачивать проезд, то завтра автобус к ним может не приехать», – сказал Путин.
Он также сообщил о планах повысить зарплату контроллерам – с 26 тысяч до примерно 40 тысяч рублей.
«В связи с этим изменятся показатели эффективности их работы по количеству проверок и составляемых актов», – добавил глава ведомства.
Сделают ли бесплатный проезд для всех школьников?
Также депутаты подняли вопрос о том, не планируется ли в Перми сделать бесплатным проезд и для старшеклассников. Как известно, сейчас такой льготой пользуются ученики начальных классов. Начальник департамента транспорта рассказал, что ведомство провело опрос родителей, чтобы выяснить, сколько они тратят на проезд своих детей.
«Мы сейчас обсуждаем не бесплатный проезд, а более выгодные проездные для школьников старших классов, соответствующих тем расходам, которые несут их родители», – сообщил Путин.
Ранее «ФедералПресс» писал о самых прибыльных и убыточных маршрутах общественного транспорта в Перми. Самыми нерентабельными являются маршруты из отдаленных территорий Кировского и Орджоникидзевского районов.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, ФедералПресс / Ольга Юшкова, ФедералПресс / Илья Пригожин; инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова