Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Сухой закон из советского прошлого: чем он навредил СССР и возможен ли в наши дни

Распитие алкоголя на улице
Советские власти боролись с пьянством среди населения десятилетиями, и это вылилось в жесткую антиалкогольную кампанию во времена Перестройки

В 2024 году исполняется 39 лет с момента запуска антиалкогольной кампании в перестроечном Советском Союзе, которую прозвали «сухой закон». «ФедералПресс» узнал, что это была за практика, помогла ли она побороть алкоголизм, какое прозвище из-за кампании получил Горбачев и возможно ли подобное в современной России.

Борьба с алкоголизмом в Советском Союзе

Советская власть боролась с алкоголизмом всегда, и особенно жестко это пришлось делать после окончания Великой Отечественной войны. Госпропаганда клеймила пьянство и называла его злом, которое не только подрывает здоровье людей, разрушает семьи и в прямом смысле убивает взрослое население страны, но и мешает советскому народу развивать государство и решать важнейшие исторические задачи.

Параллельно издавались указы и постановления, ограничивающие сферу производства и продажи спиртного. Вот что именно власти предпринимали за несколько десятилетий до перестроечного сухого закона.

  • В 1958 году водку изъяли из мелкорозничной продажи, перестали продавать в гастрономах, в кафе, рядом с заводами, не отпускали до 10 часов утра, следует из постановления «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками».

  • В 1960 году ввели серьезные санкции для самогонщиков, вплоть до тюремного заключения, согласно указу «О мерах борьбы с самогоноварением и изготовлением других спиртных напитков домашней выработки».

  • В 1972 году прекратили производство водки 50 % и 56 % и сократили время на торговлю крепким алкоголем, в соответствии с указом «Об усилении борьбы против пьянства и алкоголизма».

Сухой закон 1985 года

Власти считали, что введенных годами ранее ограничений было недостаточно. Особенно их беспокоил рост потребления алкоголя: по предположительным оценкам, к 1984 году на одного человека в среднем в год приходилось больше 10 литров вина и водки.

На этом фоне команда тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева решилась на очередной, куда более жесткий виток антиалкогольной кампании. В народе эта инициатива получила название «сухой закон».

Стартовала кампания весной 1985 года. 16 мая вышел указ «Об усилении борьбы с пьянством», а за неделю до этого были приняты постановления о мерах по преодолению пьянства и искоренению самогоноварения.

В рамках сухого закона было предпринято несколько суровых мер.

  1. Водку и ликеро-водочные изделия продавали только в немногочисленных специализированных магазинах в непродолжительное время – с 14:00 до 20:00.

  2. Повышались цены на спиртное – практически везде водка подорожала вдвое.

  3. Запрещалось распитие спиртного на улице, во всех общественных местах, на работе. Нарушителей штрафовали, а за повторное распитие могли посадить на 15 суток.

  4. Каралось изготовление самогона. За это серьезно наказывали рублем, злостных нарушителей отправляли в тюрьму на срок до 2 лет.

  5. Приобретение самогона, а также перепродажу и прочие спекуляции со спиртным также объявили вне закона.

  6. Лиц, страдающих алкоголизмом, в упрощенном порядке определяли на лечение в профильные санатории и другие подобные учреждения.

Лозунги антиалкогольной кампании СССР

Главным лозунгом времен сухого закона стала фраза «Трезвость – норма жизни». Ее можно было увидеть на плакатах, марках, по телевидению, она звучала в песнях и стихах, иногда иронических.

Нередко вспоминали и антиалкогольные лозунги, придуманные советской властью ранее. Среди них:

  • «Пьянству – бой»;
  • «Из рабочей гущи выгоним пьющих»;
  • «Спорт с буквой О – сила, с буквой И – могила»;
  • «Рюмка, стопочка, стакан – вот и вышел хулиган».

Последствия сухого закона для СССР

Антиалкогольную кампанию 1985 года свернули довольно быстро – она начала сходить на нет уже с 1987 года. У сухого закона были положительные эффекты, но негативные, как это ни странно, перевешивали.

За время кампании удалось снизить смертность от употребления алкоголя, повысилась рождаемость, больше людей стали проходить лечение. В 2–3 раза сократились среднедушевые продажи водки и другого спиртного.

Вместе с тем желающие купить алкоголь толпились в очередях. Из-за недостатка спиртного на прилавках его начали гнать самостоятельно. Параллельно расцвел теневой рынок перепродажи. Бюджет из-за ограничений и падения продаж спиртного недопололучил несколько десятков миллиардов рублей, часть этих денег перетекла в теневой рынок.

Михаилу Горбачеву, при котором эта инициатива запустилась, от критиков сухого закона досталось больше всех. Его высмеивали в частушках и анекдотах, а также называли «минеральным секретарем».

Позднее сам он говорил, что в такой жесткой форме антиалкогольная кампания была ошибкой. По оценкам Горбачева, властям не нужно было закрывать торговлю и провоцировать самогоноварение. «Надо было все делать постепенно, не топором по голове», – цитирует бывшего президента СССР «Комсомольская правда».

Сухой закон в современной России

В современных реалиях нередко обсуждается возвращение к сухому закону в том или ином виде. Дискуссия идет как в целом о жесткой антиалкогольной кампании, так и об отдельных инициативах. Среди задач, которые предлагается ставить перед властями, – сокращение потребления крепкого алкоголя и создание атмосферы нетерпимости к употреблению спиртного.

Еще одна ограничительная инициатива в этой области, которая уже получила воплощение, – закон о запрете «наливаек» в жилых домах. С апреля 2024 года регионы получили возможность ограничивать работу в многоквартирных домах заведений, которые днем торгуют как обычные магазины, а по ночам отпускают алкоголь.

Также рекомендуем почитать еще об одной инициативе из советского прошлого – налоге на бездетность. В материале рассказываем, кто его платил, как он работал на самом деле и почему этой фискальной практикой постоянно всех пугают.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.