Российские власти планируют оптимизировать налоговую систему. Прогрессивная шкала НДФЛ будет изменена. Как – пока неясно, сейчас идут активные обсуждения этого вопроса. «ФедералПресс» рассказывает, какие могут быть произойти изменения и как власть объясняет необходимость этих мер.
Разумная прогрессия по НДФЛ
Переназначенный на пост министра финансов Антон Силуанов, выступая 23 мая в Госдуме, рассказал депутатам некоторые подробности грядущих налоговых изменений. По его словам, власти рассматривают введение разумной прогрессии на доходы физических лиц (НДФЛ). Повышение налогов ожидает россиян с высокими доходами.
«Параметры изменения НДФЛ для разных категорий доходов окончательно мы еще не выработали, они определяются», – заметил Силуанов 20 мая на экспертном совете в комитете Госдумы по бюджету и налогам.
Несмотря на то, что власти пока не озвучивают, как конкретно изменится налоговое бремя, некоторые выводы уже можно сделать. В апреле глава комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Анатолий Аксаков заметил, что повышение ставки НДФЛ затронет россиян с доходом за год от 1 млн рублей – то есть 83,3 тысячи в месяц. Правда, политик подчеркивал, что названная им цифра условна.
Однако 26 мая в расширенных рекомендациях по изменению налоговой системы профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал установить нижним порогом высоких доходов около 150 тысяч рублей в месяц. Такая сумма получилась при складывании двух номинальных зарплат. По данным на 2023 год, номинальная зарплата в России составляла 74 854 рубля. Заметим, что Минэкономразвития в 2024 году прогнозировало среднемесячную номинальную зарплату в 83 698 рублей. Обсуждения того, как и насколько нужно увеличить налоги, продолжаются.
Зачем донастраивать налоговую систему
О необходимости изменения налоговой системы президент Владимир Путин говорил в феврале: на пленарном заседании РСПП и в ходе послания Федеральному собранию. На встрече с бизнесом глава государства заметил, что донастройка налоговой системы улучшит инвестиционный климат в стране, а нагрузка на налогоплательщиков будет распределена более справедливо. В ходе послания глава государства пояснил, что собранные налоги должны стать ресурсом для решения общенациональных задач и региональных программ.
«Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, и, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи», – сказал Путин.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил необходимость изменений тем, что существующая налоговая шкала не решает необходимых сейчас задач.
«Мы развиваемся, а каждый этап развития требует, в том числе, изменения законодательства», – сказал он.
Антон Силуанов в свою очередь объяснил донастройку налоговой системы необходимостью сделать ее конкурентоспособной по сравнению со странами-соседями. Он добавлял, что доходы от расширения прогрессии по НДФЛ пойдут на решение социальных задач.
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при президенте РФ, доктор экономических наук Владимир Климанов заметил, что сейчас по налогообложению Россия ориентируется на страны Евроазиатского экономического сообщества, в числе которых Казахстан, Белоруссия и Киргизия.
«С ними возможен свободный переток труда, капиталов или товаров. Поэтому налогообложение следует синхронизировать», – заметил доктор экономических наук.
Изменения в налоговой системе: польза или вред?
Кандидат экономических наук Михаил Беляев в беседе с «ФедералПресс» напомнил, что налоги в государстве выполняют три функции. Наполнение бюджета – фискальная функция, вторая функция – регуляторная: варьируя налоги можно стимулировать развитие той или иной отрасли, третья – социальная.
«Каким-то образом нужно выравнивать доходы между богатыми и бедными. У нас сейчас разрыв в доходах в стране между 10 % самых бедных и 10 % самых богатых семей в 9 раз. Если разрыв больше чем в 8 раз, то это становится социально тревожным. Надо разрыв уменьшить», – сказал Беляев.
По его словам, изменение налоговой шкалы сгладит разрыв между богатыми и бедными. Беляев заметил, что такой практики придерживаются абсолютно все страны с развитой экономикой.
«Шкала, которая используется сейчас, – это нонсенс. Ведь это была вынужденная мера, потому что раньше была повсеместная уклоняемость от налогов», – добавил экономист.
Кандидат экономических наук Юрий Твердохлеб придерживается другой точки зрения. Он уверен, что существующая сейчас модель налогообложения остается вполне приемлемой, а введение новой шкалы может быть сопряжено с рисками.
«Риски могут быть связаны с делением граждан по разным группам налогообложения, и, скорее всего, могут возникнуть соблазны оптимизировать свои официальные доходы, чтобы попадать под ту или иную группу», – сказал он.
Экономист заметил, что существует опыт других стран, в которых установление такой налоговой шкалы приводит к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков.
«Я не думаю, что изменения здесь может привести к увеличению доходов государства. Затраты по администрированию обновленной системы налогообложения, на мой взгляд, могут быть гораздо выше полученных выгод», – полагает собеседник «ФедералПресс».
Налоговая система России: с 1991 года до наших дней
После распада СССР Россия переходила от плановой экономики к рыночной. В начале 90-х годов XX века нужно было создать новую систему налогообложения, а также пополнять государственный бюджет в условиях недостатка доходов.
В 1991 году появилась прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц. Ее минимальный порог равнялся 12 %, а максимальный – 35 % в зависимости от дохода человека. Такая шкала сохранялась до налоговой реформы 2001 года. Именно тогда была введена единая ставка НДФЛ в 13 %.
Реформа 2001 года преследовала несколько целей: во-первых, считалось, что из-за высоких ставок НДФЛ в 90-е годы люди уклонялись от уплаты налогов, а ставка в 13 % будет менее обременительной. Во-вторых, единая ставка упрощала налоговое администрирование. В-третьих, НДФЛ в 13 % стимулировал деловую активность в стране.
В 2000-е годы средства, собранные с НДФЛ, шли на социальные расходы, вкладывались в развитие инфраструктуры, поддержку различных областей экономики, а также тратились на государственное управление: содержание органов госвласти, местного самоуправления, а также на обеспечение деятельности силовиков.
В 2021 году власти вместо плоской ставки вновь ввели прогрессивную шкалу НДФЛ. Налог в 13 % платят люди с доходом до 5 млн рублей в год, а выше этой суммы – 15 %.
Сколько налогов государство может собрать после донастройки НДФЛ
По мнению Владимира Климанова, ответ на этот вопрос будет зависеть от тех ставок по НДФЛ, которые будут приняты.
«Введение НДФЛ на уровне 15 % для тех, кто получает больше 5 млн рублей ежегодно, а также налог на сверхприбыль Windfall tax (разовый налог для бизнеса. – Прим. ред.) смогли привлечь в бюджет и бюджетную систему страны несколько сотен миллиардов рублей. Очевидно, что сейчас речь идет о суммах, измеряемых в триллионах рублей, иначе не стоило было затевать подобные обсуждения», – добавил Климанов.
Напомним, что власти продолжают обсуждать донастройку налоговой системы. Изменения могут быть приняты до конца весенней сессии, которая завершится 30 июля.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что значит прогрессивный налог и каким он будет для граждан России.
Фото: pxhere.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»