Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Часть «сухого порта»: свердловская ОЭЗ «Титановая долина» прошла перезагрузку

В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты
В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты

Особую экономическую зону «Титановая долина» в Свердловской области еще пять лет назад не критиковал только ленивый: львиную долю показателей обеспечивал якорный инвестор, а большинство резидентов лишь обещало начать производство. О том, как изменилась ситуация за последние годы, что уже появилось в «Титановой долине» и что ожидает ее в ближайшем будущем, – в материале «ФедералПресс».

Приоритет губернатора

«Комфортные и выгодные условия для запуска новых производств – в числе главных приоритетов, обозначенных губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Кроме привлечения инвестора в регион, мы сопровождаем проекты на всех этапах. Такая клиентоцентричность обеспечивает ежегодный стабильный прирост инвестиций на Среднем Урале», – говорил в июне замгубернатора Дмитрий Ионин.

Сам Евгений Куйвашев выделяет «Титановую долину» среди других уральских площадок. В частности, он говорил о ней на презентации проекта «Сухой порт» на выставке «Россия» в Москве и на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным во время промышленной выставки «Иннопром».

Основная мысль губернатора – сделать особую зону частью «сухого порта», транспортно-логистического узла федерального масштаба. Важнейший шаг к этому уже предпринят: весной запустили в строй железнодорожную ветку к старейшей площадке «Титановой долины» в Верхней Салде, чтобы товары оттуда можно было вывозить не только фурами, но и поездами. Отсутствие железной дороги эксперты ранее называли одной из главных проблем, с которой инвесторы сталкивались в ОЭЗ. В частности, оно в свое время привело к потере крупного проекта по переработке древесины.

«С момента ввода в эксплуатацию объектов железнодорожной инфраструктуры эта площадка значительно повысила свою инвестиционную привлекательность и теперь готова к приему крупных промышленных объектов, для которых важна логистическая составляющая», – подтверждают в пресс-службе самой ОЭЗ.

Развитие «Титановой долины» уже оценили в Минэкономразвития. По итогам 2023 она набрала 93 % эффективности, а общий показатель с начала работы составил 97 %. Для сравнения – в отчете за 2019 год эти параметры оценивались в 87 % и 83 % соответственно. На текущий момент «Титановая долина» входит в пятерку лучших ОЭЗ России – а всего в стране более 50 таких территорий.

История проекта

Создание «Титановой долины» де-юре началось в 2010 году, де-факто – в мае 2012 года. В проекте видели новую жизнь уральской промышленности, особенно нижнетагильского «куста» промышленных предприятий. У истоков проекта стоял Евгений Куйвашев – сначала как полпред президента России в УрФО, затем как губернатор Свердловской области. Именно он сумел доказать целесообразность создания особой экономической зоны федеральным властям, привлечь инвесторов.

«Титановая долина» получила свое название по ассоциации с находящимся неподалеку титановым производством, являющимся крупнейшим в мире. Изначально приоритетными задачами ОЭЗ были производство высококачественной продукции из титана, изготовление оборудования и компонентов для машиностроительных и металлургических отраслей, выпуск стройматериалов. Площадь первой очереди особой экономической зоны превышала 580 гектаров.

В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты

Губернатор Евгений Куйвашев придавал проекту особое значение не только с точки зрения экономического развития, но и создания Горнозаводской агломерации.

«Это несколько крупных промышленных городов с общей численностью населения около пятисот тысяч человек. Реализация проекта позволит создать здесь как минимум 9 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест, хотя я считаю, нужно стремиться и к большей численности, диверсифицировать монопрофильные экономики Нижнего Тагила, Верхней и Нижней Салды, выполнить задачи, поставленные в майских указах президента России», – комментировал глава региона в 2013 году.

Первыми резидентами «Долины» стали такие крупные предприятия, как, например, «Урал Боинг Мануфактуринг». Инвестиции исчислялись в десятках миллионов евро.

Однако не всем планам суждено было сбыться, в том числе по объективным полит-экономическим причинам. Часть резидентов была вынуждена покинуть ОЭЗ. Вследствие этого «Титановой долине» не удалось выйти на те объемы инвестиций, которые предполагались изначально. Однако свердловские власти не сдавались – в проект вдохнули новое содержание, и упорство начало приносить плоды.

За прошедшие годы на этой территории произошли серьезные изменения, появились новые производства. Зашло много резидентов: где-то – идет строительство, где-то – проектирование. Практически 50 % площадей этой особой экономической зоны уже заняты резидентами. По остальным территориям ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты
В «Титановой долине» идет активное строительство

В частности, Евгений Куйвашев добился создания новой площадки ОЭЗ на Уктусе, где будут производить российские самолеты «Байкал», площадок в Сысерти и Алапаевске. О поддержке третьей очереди «Титановой долины» Евгений Куйвашев лично попросил премьер-министра России Михаила Мишустина на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2024». Планируется, что в Алапаевске будет реализован инвестиционный проект по строительству завода, который производит мелющие шары. Это позволит создать 1200 рабочих мест.

«Свердловская область – один из российских регионов-лидеров по объему промышленного производства, притоку инвестиций в основной капитал, качеству и количеству высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров. Закономерно, что именно в Свердловской области появилась особая экономическая зона, специализация которой связана с производством изделий из титана, оборудования для металлургии, машиностроения, космической и авиаотрасли, а также производством строительных материалов, медицинских изделий и деревообработкой. Уверен, что нынешние и будущие резиденты ОЭЗ «Титановая долина» по достоинству оценят все преимущества и будут созданы новые истории успеха», – оценил проект Евгений Куйвашев.

От тротуарной плитки до сжиженного газа

«ФедералПресс» подробно писал, как была устроена отчетность «Титановой долины» пять лет назад: основную долю показателей обеспечивал якорный инвестор «Урал Боинг», тогда как остальные лишь обещали огромные вложения и сотни рабочих мест. С тех пор ситуация полностью изменилась: многие предприятия уже работают или строятся, а с проблемными инвесторами руководство особой экономической зоны распрощалось, тем более что в претендентах на их места недостатка нет.

Так, в прошлом году на площадке «Уктус» появились здание инженерно-технических служб, универсальный производственный корпус и ангар Уральского завода гражданской авиации. В производственном корпусе планируется собирать учебно-тренировочный самолет УТС-800, разработанный УЗГА по заказу военных. А в здании ИТС смогут одновременно работать двести сотрудников предприятия.

В этом году на Уктусе заканчивается строительство завода «Поревит», уже идет монтаж оборудования. Компания собирается выпускать тротуарную плитку, общий объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. В начале следующего года ожидается старт продаж. А «Отдел медицинской техники», вложивший в «Уктус» 450 миллионов, намерен запустить производство медицинских изделий уже в конце нынешнего года.

Кипит работа и в Верхней Салде. В прошлом году началось производство вагонных колес на заводе «Аллегро» – одном из крупнейших инвесторов «Титановой долины». Нынешней осенью планируется запустить комплекс сжижения природного газа «Аметист СПГ». Как рассказали в пресс-службе ОЭЗ, пусконаладочные работы там пройдут уже в августе. Сейчас завершена внутренняя отделка административно-бытового корпуса, заканчивается благоустройство территории. Инвестиции составят более полумиллиарда рублей.

Также в конце года должно заработать производство титановых заготовок Исетского кузнечно-механического завода. В плавильном цехе уже смонтированы металлоконструкции, заканчивается обшивка сайдингом, установлены кран-балка и даже часть стеклопакетов. В кузнечно-прессовом цехе пока продолжают монтировать металлоконструкции. Полностью строительство завершится только в 2026 году, инвестор вложит в него миллиард рублей.

В мае началось строительство завода сварочной и металлургической продукции «Керамакс-Электра». Производство планируется запустить уже в следующем году, инвестиции оцениваются в 465 миллионов.

Некоторые громкие проекты пока только на стадии проектирования. Например, это завод ГК «РОССКО», где будут выпускать тормозные диски и суппорты для грузовиков и легковых машин. Он обойдется инвестору в 10 млрд рублей, запуск намечен на середину 2026 года. Проект пока проходит согласования с экологами и другими экспертами.

В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты

Продолжается проектирование завода технического кремния «Силарус», инвестиции в который также приблизятся к 10 млрд рублей. В пресс-службе ОЭЗ заверяют, что для предприятия выбрана новая технология производства, отвечающая «самым высоким требованиям безопасности и экологии».

Похоже, что эпоха, когда резиденты могли с десяток лет ходить вокруг да около, прошла безвозвратно. Например, завершил изыскания и заключил договор на разработку проектной документации Завод прессованных профилей, владельцы которого готовы инвестировать 3,5 млрд рублей. При этом он стал резидентом менее двух лет назад.

Возможности для расширения

Как говорят в пресс-службе, на площадку в Верхней Салде хотят зайти еще несколько потенциальных резидентов, пока с ними идут переговоры. До подписания соглашений названия компаний не раскрываются, но в «Титановой долине» заверяют, что речь идет об инновационных производствах, использующих современное оборудование и технологии. Уже сейчас с энергетиками обсуждается строительство новой подстанции, которая должна закрыть возросшую потребность существующих и будущих предприятий в электричестве. Также не исключено, что ОЭЗ своими силами будет возводить производственные здания для нужд инвесторов: именно по такой схеме появились корпуса УЗГА на Уктусе.

Из-за большого интереса инвесторов областные власти планируют увеличить площадь ОЭЗ почти на две трети за счет территорий в Сысерти и Алапаевске. Уже сейчас утверждены проекты планировок территорий.

«На данный момент заключены соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов на перспективных площадках с девятью компаниями с общим объемом заявленных инвестиций более 40 млрд руб. и созданием около 4200 новых рабочих мест. Также интерес о возможности реализации проектов на новых площадках ОЭЗ выражают другие инвесторы», – говорят в «Титановой долине».

Компании готовы производить импортозамещающую косметику, полимерные изделия и текстиль, спортивные товары. В Алапаевске в качестве якорного рассматривается завод «Нейвасталь», где будут выпускать стальные шары для горнодобывающей промышленности.

Евгений Куйвашев еще в марте обратился в Министерство экономразвития РФ, чтобы запустить третью очередь «Титановой долины» в Сысерти, где якорным инвестором должен стать «Сима-Ленд». Помимо производства различных товаров там собираются построить распределительный центр и логистический комплекс, которые войдут в состав «сухого порта». Из-за того, что требования законодательства поменялись, в июле заявку направили повторно. После решения вопроса с Сысертью губернатор планирует добиваться аналогичного статуса и для четвертой очереди в Алапаевске.

Ожидается, что в областной бюджет на следующий год будут заложены новые субсидии «Титановой долине», в том числе на создание, реконструкцию и присоединение к сетям инфраструктурных объектов.

В «Титановой долине» планирут делать российские самолеты

Свердловские власти представили «Титановую долину» и еще ряд прорывных проектов в сфере развития туризма, инфраструктуры, молодежной политики на полях Международной выставки «Россия» в рамках форума «Пространство будущего».

Инфраструктурный проект увеличения площади особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина» (3-я и 4-я очереди) презентовал исполнительный директор АО «ОЭЗ «Титановая долина» Станислав Дорофеев. По его словам, на текущий момент резидентами особой экономической зоны являются 24 компании, которые создали свыше двух тысяч рабочих мест. К концу 2034 года на предприятиях резидентов ОЭЗ «Титановая долина» планируется организовать более 8 тысяч рабочих мест, прогнозный объем инвестиций составит порядка 120 миллиардов рублей.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Иван Кабанов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.