Дарью Сергеевну Ефремову, 26-летнюю старшего участкового полиции, узнают в лицо практически все жители Новоржевского и Бежаницкого районов Псковской области. Девушка вернулась в родные края после окончания учебы в Санкт-Петербургском университете МВД. Став сотрудником правоохранительных органов, она исполнила свою детскую мечту. О том, как проходят будни сельского участкового, с какими трудностями приходится сталкиваться и почему летом больше всего вызовов поступает от дачников из Петербурга, «ФедералПресс» рассказала старший участковый уполномоченный полиции Новоржевского района Псковской области Дарья Ефремова.
Дорога в профессию
Дарья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, что вас привело на работу правоохранительные органы?
— Я с детства хотела работать в полиции, хотя среди моих родственников никто не работал в МВД. Я – первопроходец. Родные были удивлены, когда узнали о моем выборе, но поддержали.
Интерес к этой профессии появился еще с детского сада. Даже есть фото, где стою еще беззубая, но уже с жезлом и в фуражке. В школьном возрасте, когда я видела родителей в форме, приходивших на линейку в школу, и сотрудников полиции, которые проводили беседы с нами, приходила в восторг. Я примеряла фуражки, представляла себя в форме.
Никогда не могла представить, что я стану именно участковым. Мне казалось, что это тяжелая профессия. Когда я поступала в университет, то думала выучиться на специалиста по кадрам. Но я очень рада, что оказалась на другом факультете, потому что профессия кадровик не подходит для моего характера. Он у меня достаточно сильный, я – боевая, и мне нравится путешествовать. Несмотря на то что Бежаницкий и Новоржевский районы очень протяженные, каждый раз ехать в заброшенную деревню, где жилой только один дом, всегда интересно. Проезжать все эти лесные дорожки, смотреть на озера, которые встречаются по пути, поля, рассветы и закаты.
Мне очень интересно общаться с людьми, стараться понять их, узнавать, как и чем они живут.
Как вы стали участковым в своем родном Новоржевском районе? Как сложилась там работа?
— После окончания университета в 2021 году я пришла работать в Бежаницкий район, где проработала три года. Мне хотелось работать в Новоржевском районе, где я родилась и выросла, но меня не отпускали долгое время. С 16 мая 2024 года меня, наконец, перевели. Бежаницкий и Новоржевский районы хоть и относятся к одному отделу, но обстановка там разная. В Бежаницах больше осознанных граждан, которые уважительнее относятся к соблюдению законов. В то время как в Новоржевском районе много лиц, относящихся к категории «криминальный контингент». Есть и такие люди, которые могут не воспринимать сотрудника полиции.
В Новоржевском районе три административных участка, поэтому должно быть три участковых. В данный момент сотрудника два. Я являюсь старшим участковым, поэтому взяла себе два участка. Это большая территория. Не могу сказать, что я знаю всех граждан, проживающих на территории, но больше половины – точно. Также знакома со всеми гражданами, которые склонны к правонарушением. С ними мы проводим профилактическую работу.
Вы ведь проходили практику в Петербурге. Можете сравнить, чем различается работа участкового в мегаполисе и в сельской глубинке?
— Работа участковых полиции в Петербурге и здесь кардинально различается. Мы больше времени можем потратить на решение проблемы гражданина. В Петербурге масштабы работы очень велики, поток людей совершенно другой. Не всегда получается уделить время гражданам в тех масштабах, в которых мы помогаем здесь. Также здесь складываются более доверительные отношения. Люди часто обращаются напрямую к участковому, звонят на мобильный телефон, часто подходят на улицах, знают в лицо. Мы всегда на виду.
Как реагируют на участкового-девушку?
— Реакции на мою принадлежность к женскому полу разные. Конечно, от граждан много комплиментов, но есть и такие, которые не воспринимают всерьез и могут дерзко общаться.
Как можно не воспринимать всерьез сотрудника полиции, на поясе которого табельное оружие? Кстати, уж был случай его применить?
— Применять оружие не приходилось. Чаще всего мы используем спецсредства, например, наручники и палки специальные. Я думаю, в наше время участковый редко применяет табельное оружие. Но у нас проходят тренировки по стрельбам. Сегодня вот тренировались в Бежаницах.
Рабочие будни
Из чего складывается ваш день?
— Рабочий день начинается с планерки. Мы приходим к начальнику и обсуждаем события прошедшего дня, сообщения, которые поступали. Начальник нашего территориального органа раздает нам задачи, ориентирует нас. Мы планируем выезды, работаем по сообщениям.
Какие к вам приходят сообщения? С чем обращаются люди?
— Большую часть обращений занимают жалобы на безнадзорных домашних животных – собак. С жалобами такого характера к нам обращаются несколько раз в неделю. Однако в настоящее время эта проблема относится к компетенции администрации населенного пункта. Мы не уполномочены принимать решения по этим обращениям. Мы можем приехать, собрать материал проверки и направить в администрацию, провести профилактическую беседу с владельцем собак. Далеко не все прислушиваются к нам, и проблема остается.
Также часто обращаются из-за громкой музыки, которую соседи слушают в больших колонках в квартирах и в частных домах. Обращаются и из-за шумной езды на мопедах. Мы реагируем на жалобы и проводим профилактические беседы, составляем протоколы, наказываем – штрафуем.
Кроме того, мы часто выезжаем на бытовые семейные ссоры и скандалы. Они, как правило, случаются после употребления спиртных напитков. Иногда я сравниваю нашу деятельность с работой психолога: порой люди хотят с нами поделиться своими проблемами.
Вот, например, у меня на столе материал проверки одного из семейных конфликтов. Муж после употребления алкогольных напитков ночью громко стучал в дверь, чем напугал детей с супругой. Дети плакали. Мы усмотрели в его действиях правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей». Ему грозит комиссия под делам несовершеннолетних и могут вынести предупреждение или административный штраф. Если он совершит правонарушение два и более раз за год, то его поставят на учет по делам несовершеннолетних к инспектору и будет проводиться профилактическая работа в течение полугода. Если за это время человек исправляется, то с учета его снимают.
Летом много обращений поступает от приезжих. Как правило, это дачники из Петербурга. Именно от них чаще всего летом и поступают сообщения. Мы шутим, что в Петербурге им мало уделяют внимания сотрудники правоохранительных органов, поэтому петербуржцы думают, что наконец-то смогут увидеть человека в форме. Они очень любят расспрашивать про специфику нашей работы, им это все интересно.
Обращения приезжих в полицию иногда бывают необычными. Например, такой случай мне рассказывали. В деревне Вехно летом на полях собирается много аистов. Один из дачников позвонил в администрацию и сказал: «Сделайте что-нибудь! Здесь страусы на поле!»
Кроме того, часть звонков поступает от одних и тех же – регулярно звонят люди с психическими расстройствами. Мы их уже знаем. Их не очень много.
Как часто приходится выезжать на сообщения о гибели людей?
— Смертность достаточно большая. Чаще всего это естественная смерть. Люди либо болели длительное время, либо употребляли спиртное. Недавно выезжали на ДТП, в котором погиб 11-летний велосипедист. Его насмерть сбил автомобиль. Этот случай меня потряс. Такие ситуации невозможно не пропустить через себя.
Вот начался учебный год, и мы пойдем в школы проводить профилактические беседы о правилах дорожного движения. Также мы напоминаем детям о существовании комендантского часа и предостерегаем от употребления алкогольной продукции и наркотических веществ.
Если ребенок задержался и оказался на улице во время комендантского часа, какие принимаются меры? Его ставят на учет по делам несовершеннолетних?
— Если время опоздания незначительное, то мы можем подвезти ребенка в целях безопасности до дома и провести профилактическую беседу с родителями. В целом же за нарушение комендантского часа мы составляем протоколы, которые рассматриваются затем на комиссиях, родителей привлекают к ответственности.
Проводите ли вы какие-то расследования?
— Часто люди не признаются, что совершили преступление, вводят в заблуждение. Это, например, различные кражи. Этим занимается следствие и дознания, но и участковые работают порой с ними.
Я чаще выезжаю на телесные повреждения. Однажды мне приходилось расследовать драку в Бежаницком районе. Я, наверное, по три раза каждого опрашивала, чтобы выяснить, кто же из участников потасовки сломал нос заявителю. В итоге так никто и не признался, а пострадавший сам был нетрезвый, поэтому он не помнит, кто это сделал. Картину в полном объеме мы так и не смогли воссоздать. Доследственную проверку уже проводило дознание.
Какие случаи вас поразили во время работы? Что, возможно, стало уроком?
— Последний день моей работы в Бежаницах был особенно непростым. Я находилась с мужем в Новоржеве, когда в пять утра позвонили и попросили приехать: «Ребята, у вас вызов, когда приедете, мы все расскажем». Я подумала, что, может, они хотели пошутить в последний мой рабочий день в этом районе. На полпути мне сообщили, что произошло двойное убийство.
Этот день я не забуду никогда. Конечно, там работал в большой мере следственный комитет, эксперты. Я занималась опросами, понятыми и помогала коллегам.
Вкратце: 42-летняя женщина вместе с своим 52-летним сожителем и их общей знакомой выпивали. Во время застолья женщина вышла из дома на улицу, а вернувшись, застала своего возлюбленного и их общую знакомую вступающими в половую связь. Она зарезала обоих. Пострадавшие скончались на месте.
Я знаю женщину, совершившую это преступление. Она, если не ошибаюсь, восемь лет состояла под административным надзором. Под него подпадают лица, которые вышли из мест лишения свободы, и по решению суда им назначается административный надзор.
В Новоржевском районе работа тоже началась с преступления с ножевыми ранениями. На этот раз хоть обошлось без трупа.
Что вы делаете, когда приезжаете на место преступления?
— Мы до приезда следователей оцепляем место происшествие. Следим за сохранностью вещественных доказательств, не допускаем туда посторонних лиц, производим опрос свидетелей, очевидцев.
Когда форма становится второй кожей
С какими проблемами вы сталкиваетесь на работе? Чего не хватает?
— Проблема в том, что мало личного времени для проведения его со своей семьей. Родным трудно объяснить, что форма – уже твоя вторая кожа, что ты живешь практически на работе.
Самое главное при выезде на сообщение – не пропускать проблемы граждан через себя. Особенно нельзя это нести в семью. Это отдельно должно быть. Нужно приучить себе я этому.
Также наблюдается профдеформация, складывается определенное чувство юмора. Смотришь иначе на жизненные проблемы. Никто не может видеть так мир, каким видим его мы – с совершенно другой стороны.
Каким видит мир участковый?
— Мир не такой радужный. Есть негативные моменты, которые обычному человеку не рассмотреть. Когда ты едешь, то все подмечаешь: кто выразился нецензурной бранью в общественном месте, кто перешел дорогу или покурил в неположенном месте. Внимание заостряется на противоправных действиях. Голова работает в этом направлении.
В этом году отмечали 100-летие участковой службы? Как отмечаете профессиональные праздники? Есть ли какие-то традиции?
— Так как сейчас непростые времена, был коронавирус, а сейчас СВО, мы стараемся не отмечать, либо собираемся очень узким кругом с коллегами.
Также мы отмечаем День полиции. В этот день у нас торжественная планерка, где мы чествуем ветеранов полиции. Нам вручают награды. В этом году в День полиции мне подарили патрульную машину.
Во многих сериалах показывают работу участковых уполномоченных полиции. Например, это можно увидеть в сериалах «Участок» и «Жуки». В какой из картин работа сотрудника МВД показана, на ваш взгляд, точнее?
— Больше работа похожа на сериал «Участок». У меня даже есть собака – французский бульдог. Пока она маленькая. Если ее научить, то она тоже сможет работать со мной. Я, кстати, очень давно смотрела сериал «Участок», надо пересмотреть его уже с новой позиции.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина