В 2025 году российские автодилеры оказались в непростой ситуации из-за избытка автомобилей. Складские запасы вдвое превышают прошлогодний уровень, а это ставит под угрозу будущее ряда китайских марок. В условиях затруднений с продажами десятки брендов, в том числе китайских, могут покинуть рынок. Проблемы коснулись и «АвтоВАЗа», который был вынужден скорректировать свои производственные планы. Что происходит на авторынке, узнал «ФедералПресс».
Отказ от китайских брендов
В начале 2025 года холдинг «Рольф», один из крупнейших автодилеров России, объявил об отказе от дилерства трех китайских марок: Kaiyi, BAIC и Sollers, выпускающего китайские пикапы и фургоны JAC под собственной маркой. Также ходили слухи о прекращении сотрудничества с маркой Evolute, но они были опровергнуты. Evolute занимается производством китайских электромобилей в Липецкой области. Представитель «Рольфа» в частной беседе охарактеризовал некоторые из брендов, от которых отказались, как «мусорные».
Эксперт по автомобильному рынку Олег Мосеев считает, что для успеха китайской марки на российском рынке дилерский центр должен продавать не менее 600 автомобилей в год. Тот же показатель в 300 автомобилей ставит бренд на грань выживания. В 2024 году лишь несколько китайских марок, таких как Haval, Geely и Chery, соответствовали этим требованиям.
Другие бренды, включая Changan, Tank и Exeed, продавали автомобили в меньших объемах, а марки как Skywell, по слухам, уже свернули свою деятельность в России. В компании «Регинас» отмечают, что изобилие китайских суббрендов, таких как Omoda, Jetour, Jaecoo, и Soueast, путает клиентов, создавая путаницу на рынке.
Проблемы с производством и ценами
Складские запасы автомобилей к началу 2025 года составляют около 700 тысяч машин, что в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. Это количество почти соответствует полугодовому спросу на новые автомобили в России. В результате дилеры сталкиваются с проблемами затоваривания, а производители, такие как «АвтоВАЗ», вынуждены корректировать свои планы. Например, выпуск Lada Vesta был сокращен с 30 до 20 автомобилей в час, а ожидаемое количество выпуска в 2025 году было снижено с 500 тысяч до 450 тысяч автомобилей.
Кроме того, китайские автопроизводители, по мнению Олега Мосеева, завышают свои планы по продажам на 2025 год, что приводит к еще большему накоплению автомобилей на складах. Ожидаемое количество автомобилей китайских брендов на российском рынке может составить 1,7 миллиона, но, по мнению эксперта, реальный результат, вероятно, не превысит 1,5–1,6 миллиона.
В зоне риска: слабые и ненадежные марки
Не все бренды смогут пережить кризис на российском рынке. Как отмечает управляющий директор компании FRANK AUTO Ирина Франк, рынок, особенно в крупных городах, уже перенасыщен и многие игроки не выдержат конкуренции. Особенно уязвимы марки с низкими объемами продаж и плохой репутацией. Франк указывает, что бренды, автомобили которых часто требуют ремонта, не смогут удержать клиентов – сарафанное радио сделает свое дело.
В то же время премиальные китайские бренды, такие как Zeekr, LiXiang и Aito, уверенно чувствуют себя на рынке. Zeekr, например, лидирует среди электромобилей в России, а за годы эксплуатации марка не вызвала серьезных нареканий у владельцев.
Цены на автомобили: как меняется рынок
В начале 2025 года ситуация на авторынке усложняется ростом утилизационных сборов и падением рубля. В ответ на эти изменения цены на автомобили начали расти, хотя спрос по-прежнему остается слабым. Некоторые бренды, такие как BAIC и Kaiyi, уже снизили цены на свои модели, предлагая дополнительные скидки. В то же время стоимость автомобилей продолжает расти, что может привести к дальнейшему охлаждению спроса.
На фоне этих изменений дилеры и производители остаются в поисках оптимальных решений, чтобы сбалансировать предложения и спрос. В ближайшие месяцы рынок, вероятно, столкнется с очередными вызовами, в том числе с возможным увеличением цен на новые автомобили.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова