Креативные индустрии – «новая нефть»: такое убеждение разделяют 69 % респондентов, участвовавших в опросе «ФедералПресс». Данные исследования озвучили в рамках первого окружного круглого стола «Креативные индустрии как драйвер экономики в УрФО». Беседа объединила большое количество мнений: о собственном опыте развития рассказали представители бизнеса и властей из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Ханты-Мансийска.
Тренд № 1: диалог власти и креаторов
Актуальность дискуссии задал новый Федеральный Закон № 330 «О развитии креативных (творческих) индустриях в Российской Федерации», который вступил в силу 5 февраля 2025 года. Законодательная инициатива будет дорабатываться, сообщили соавторы документа, и при этом добавили, что готовы к предложениям из регионов – как от власти, так и от креаторов.
Согласно исследованию РИА «ФедералПресс», около 32,5 % представителей креативной экономики – это молодежь до 35 лет, 56 % из них имеют высшее образование. Среди лидеров сектора: IT-сфера вносит 26 % вклада в ВВП страны, СМИ и реклама – 16 %, гастрономия – 14 %. Около 61 % респондентов считают креативные индустрии хобби, а оставшиеся 39 % – бизнесом.
По оценке заместителя директора по региональному развитию АНО «Креативная экономика» Марии Долгих, сегодня в креативных индустриях актуален тренд обсуждения участников рынка – выход на B2C, B2B и B2G. Глубокое обсуждение профессиональных вопросов зачастую дает больше выхлопа, чем рассказ о состоявшихся инициативах, считает эксперт.
«Я бы хотела перед всеми нами поставить новую задачу, какую берет на себя Китай: уйти от фабрики мира к развитию страны, которая развивает высокие технологии и лидирует в этом процессе. Государство приняло решение инвестировать в создание нового человека – человека будущего. Большое количество ресурсов находится у креативных индустрий. Всем нам желаю найти смелость и увидеть деньги там, где они раньше были незаметны, увидеть креативные виды деятельности в основных видах экономики. Мы на своих площадках пытаемся создать диалог об этом и найти конкретные решения», – отметила Мария Долгих.
И, к слову, в Тюменской области работают именно по этой схеме. Тюменское агентство развития креативных индустрий (ТАРКИ) взяло на себя миссию проводника, способного довести творческую идею до стадии бизнеса, работающего с реальным сектором экономики.
Наталья Оксак и Андрей Пантелеев
Тренд № 2: стремление к идентичности
Сейчас в регионах создаются модели, с помощью которых рядовая творческая единица становится бизнесом, а сам субъект – самостоятельным агентом креативных индустрий. Заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев рассказал, что над этим вопросом в регионе начали работать пять лет назад. В 2020 году областное правительство приняло инвестиционную стратегию, в которой прописано, что креативные индустрии – стратегически важный сектор экономики.
«Мы смотрим на креативные индустрии, как на инвестстратегию – на экономику. Мы работаем, чтобы находить эти компании и на всех этапах жизненного цикла формировать компетенции, которые позволяют им добиваться экономического роста: чтобы любимое дело становилось бизнесом. Мы посмотрели на объем креативных индустрий, их вклад в регионе оказался значимым. Во многом это связано с тем, что у нас много предприятий архитектуры, промышленного дизайна. Нас всегда называли «российским Хьюстоном» – интеллектуальным центром нефтегазовой отрасли», – напомнил замгубернатора.
В 2022 году в регионе создали АНО «ТАРКИ», инвесткоманда прописала модель для креативной индустрии: от простой идеи и до мер поддержки, испытаний через форумы, проведение ярмарок, выхода на рынок.
Алексей Краев
Тренд № 3: интеграция креативных индустрий в экономику
Генеральный директор ТАРКИ Алексей Краев добавил, что в специфике тюменского региона – мощное развитие компаний строительного, нефтегазового и медицинского сектора. В перечне трех самых устойчивых по деньгам отраслей – IT-сфера (особенно разработчики программного обеспечения, работающие на нефтегазовой сектор), архитектура и урбанистика, а также реклама, медиа и PR. Таким образом, в ТАРКИ представителям отрасли дают не только гранты и конкурсы, но и помогают связать бизнес и творческих людей, которые говорят на разных языках.
«Мы – тот самый переводчик, который помогает найти общее. Регион использует гибкую стратегию, сочетающую поддержку традиционных отраслей (газ, строительство) и перспективных креативных индустрий, с акцентом на тип бизнеса (B2B/B2C) и координацию между ведомствами. Эти принципы заложены в региональную стратегию развития креативных индустрий», – пояснил Алексей Краев.
Тренд № 4: масштабирование и создание инфраструктуры
Сейчас важно создавать условия для развития индустрии, как на региональном, так и на федеральном уровне, отмечают эксперты. В этом случае к решению профессиональных задач присоединяется множество экосистемных партнеров, и повестка углубляется.
«Региональный стандарт изначально разрабатывался как набор лучших практик. Важно, чтобы регионы сами формировали меры поддержки для конкретных индустрий и компаний, которые там развиваются. Не верим, что все регионы могут заниматься всем, но отдельные города и области смогут сформулировать специальную формулу развития своих индустрий. Так происходит децентрализация креативной экономики», – прокомментировала директор Центра по развитию креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-Заде.
Кейс, подтверждающий этот тренд, был представлен Ханты-Мансийским автономным округом. В Югре ввели понятие креативных индустрий на уровне регионального законодательства в 2020 году, что позволило сформировать региональный реестр и направления поддержки. С тех пор запущенно несколько системных программ, как в блоке образования, так и в блоке финансовых и нефинансовых инструментов поддержки креативного предпринимательства.
«Сегодня по ОКВЭД к ним отнесены 1171 субъект креативных индустрий. Как и коллеги из других регионов, мы ждем приказа от Минэкономразвития, который определит одну структуру принадлежности. Тогда мы пересмотрим промежуточные и стартовые позиции. В любом случае у нас сформирована система, включающая образование, инструменты поддержки и инфраструктурные элементы, такие как технопарки и арт-резиденции. Среди задач – повышение вклада креативных индустрий в экономику и развитие человеческого капитала», – поделился опытом региона директор фонда поддержки предпринимателей ХМАО-Югры «Мой бизнес» Денис Скрыганов.
Алексей Краев и Лариса Невидайло
Тренд № 5: проектирование конкретных решений
Не менее важно проработать детали в креативном секторе, в частности, решить вопрос дефицита кадров в индустрии. По словам ресторатора, владелицы ресторанной компании «Максим» Ларисы Невидайло, последние года четыре стали испытанием для всего бизнеса, особенно, когда начался кадровый голод. Это стало толчком, чтобы изменить отношение к ситуации.
«Дефицит кадров – это данность. И мы решили сфокусироваться на сотрудниках. Появились внутренние привилегии, система развития талантов и УТП для сотрудников. Также у нас есть QR-код, по которому любой сотрудник может анонимно ко мне обратиться с предложением или со своей болью. Мы замеряем «индекс счастья». В начале пути он был 63 %, а сегодня – 83 %. Сегодня укомплектованность штата – 92 %», – поделилась опытом ресторатор.
Владимир Костомаров (в центре)
Директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Владимир Костомаров считает, что креативность должна пронизывать образовательные процессы, начиная от формирования программ и заканчивая формой подачи. В таком случае вузы будут успевать за развитием индустрии, а значит, смогут выпускать квалифицированные кадры.
Соавтор законопроекта о креативных индустриях, депутат Госдумы Дмитрий Гусев, в свою очередь, предлагает внести поправки в закон – признать профессию «социальный архитектор» и включить ее в перечень креативных. Это специалисты, которые работают в сфере социальных коммуникаций – PR и GR-специалисты, политтехнологи и политконсультанты. Важность этого нововведения отмечает и член правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Васильев.
«Мы занимались креативными индустриями, когда еще никто не знал об их существовании. То есть я более 20 лет занимаюсь креативными индустриями, хотя закон у нас появился только в этом году. Проблема в том, что нашей профессии – социальный архитектор, политический консультант или политтехнолог – официально не существует. Думаю, что с появлением этого закона и ОКВЭД появятся – в ответ на запрос общества», – предположил Васильев.
Дмитрий Гусев
Мария Долгих добавила, что креативная индустрия сейчас находится в той стадии, когда приходится институализировать новые профессии: не только социального архитектора, но и, к примеру, стилиста (в сфере моды), куратора (в сфере изобразительного искусства). «Мы ждем взаимодействия с Минэком, Минкультуры и Минпромом, и надеемся, что решение этого вопроса поможет людям получить больше ресурсов», – сообщила спикер.
Тренд № 6: повышение качества продюсирования
По мнению продюсера и шоумена Сергея Нетиевского, начинать работать с креативом нужно со школьного возраста – учить детей креативить, фантазировать, создавать что-то новое.
«Нужны социальные лифты, чтобы развивать креативных детей, у которых есть куча инструментов: соцсети, развивающие игрушки, школы и образовательные центры. Раньше такого количества не было. Они вырастают и выбирают профессию. Нужно опираться на поколение, которое придет после нас, нужно помогать им двигаться. Очень здорово, что есть фонды, гранты, нужно донести это подрастающему поколению, что, если выберут креативные индустрии, они не останутся «без штанов», но смогут это монетизировать, найти работу, создать свою компанию», – прокомментировал экс-директор шоу «Уральские пельмени».
И это одно из главных направлений в креативных индустриях — вклад в развитие нового поколения, как это делает ряд регионов. Достаточно вспомнить успех федеральной сети «Кванториумов»: благодаря технопаркам тысячи ребят сейчас изучают лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и многое другое.
Евгений Борисов
Свой путь для повышения качества работы креаторов нашли, например, в Тюмени: ТАРКИ, организовав сообщество, предложило авторам идей реализовать инициативы с помощью грантов «Новая нефть» и «Подъемник». Один из успешных кейсов, реализованных на средства гранта ТАРКИ — образовательная и фантастическая вселенная «РОБИ». По словам ее основателя, креативного продюсера Евгения Борисова, накануне стартовал пятый поток Школы креативных индустрий, посвященный продюсированию. В этом проекте Евгений Борисов является наставником будущих креативных бизнесменов.
«Мы стараемся помочь каждому найти ресурсы и возможности развиваться внутри региона через креативные индустрии», – подчеркнул значение инициативы спикер.
Тренд № 7: акцент на международную повестку
Депутат ГД Дмитрий Гусев отмечает, что № 330-ФЗ создает правовую основу для системного развития креативных индустрий на региональном уровне. По его мнению, представители креативных индустрий играют ключевую роль в формировании новых смыслов в современном мире и обладают потенциалом сделать существенный вклад в ВВП страны при условии создания высококачественного контента, способного заинтересовать глобальную аудиторию.
«Вес любой отрасли зависит от доли ВПП, которую она генерирует. Вопрос: может ли наша креативная отрасль конкурировать с производством нефти и газа с точки зрения доли валового продукта? Казалось бы, нет. А на самом деле может при условии, если мы будем генерировать такие смыслы, которые будет потреблять весь мир», – высказал мнение народный избранник.
В качестве примера он привел кинематограф США и его индийского собрата – производство Болливуда, ставшими популярными по всему миру.
По словам Марии Долгих, в наши дни обсуждение трендов креативной экономики вышло на международную повестку. Так, в Башкортостане в августе пройдет региональная креативная неделя, посвященная евразийской тематике и развитию легкой промышленности и креативных индустрий в ней.
Андрей Пантелеев
Замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев напомнил, что президент поставил перед правительством и регионами задачу – сделать креативные индустрии значимой частью экономики.
«Если говорить об общероссийских показателях то, по итогам 2024 года вклад креативных отраслей в российский ВВП составил 7,5 трлн рублей или 4,1 %. Это в три раза больше, чем в 2017 году – 2,3 трлн рублей (2,8 %). Наша область среди лидеров по развитию креативных индустрий. Например, город Тюмень занимает второе место в стране по вкладу креативных индустрий в валовый муниципальный продукт, уступая только Москве, с показателем 14,1 %. Чтобы добиться таких результатов мы создаем условия для привлечения представителей креативных индустрий, в том числе из-за пределов региона», – уточнил Пантелеев.
В круглом столе также приняли участие директор по развитию медиахолдинга «ФедералПресс» Елена Нетиевская, заместитель управляющего «Креативные резиденции в России», франшиза дизайн-завода Flacon Андрей Макодзеба, заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Анна Вяткина, глава Ассоциации игровой индустрии Владимир Прокуронов, директор департамента экономического развития Курганской области Владимир Ковалев и другие.
Фото предоставлено пресс-службой ТАРКИ / Александр Лейба; скриншот презентации ФедералПресс

Круглые столы «ФедералПресс»