Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, о трагедии, подвигах и победе советского народа стало особенно актуальным не только в связи с 80-й годовщиной Победы, но и с учетом геополитической ситуации. Недружественные страны стремятся переписать события, выдвинуть свои, не основанные на исторических данных версии, чтобы сделать историю удобной для различного рода манипуляций на сегодняшней политической арене. В связи с этим историки говорят о возросшей роли сохранения исторической память в широких слоях общества. О том, какие шаги в этом направлении делаются, какие возникают проблемы и как они решаются, эксперты рассказали «ФедералПресс».
Какая работа проводится для сохранения исторической памяти?
— Сохранение исторической памяти – это большой комплекс работ, который нуждается в первую очередь в наличии научной документальной базы. К сожалению, не все это понимают, и очень значимый элемент подходов к сохранению исторической памяти, к увековечению памяти о разных событиях в истории нашей страны – это наличие научно-документальной базы, которую надо прорабатывать, и привлечение научного академического сообщества, – рассказывает «ФедералПресс» директор департамента просветительской и методической работы Национального центра исторической памяти Иван Кулаков.
— Важно заниматься комплексом сохранения исторической памяти, привлекая не только научное сообщество, которое формирует ту самую базу для сохранения исторической памяти, но и общественные организации, молодежные структуры, то есть это должна быть большая единая работа слоев нашего общества, для того чтобы мы конструировали и формировали те ключевые точки исторической памяти на народном и национальном уровне, чтобы в этот процесс были вовлечены абсолютно все. Для этого в скором времени Национальный центр исторической памяти при президенте Российской Федерации запустит всероссийский тематический конкурс по сбору практик и теорий по сохранению исторической памяти. Это нужно, чтобы привлечь всех акторов сохранения памяти разных периодов истории нашей страны. Воедино мы всех соберем их на форуме.
Существует ряд других школ в недружественных нам государствах, которые целенаправленно конструируют фейки, фальсификации, мифы и так называемые нарративы, которые они пытаются в разных формах тиражировать на наше население, на нашу страну и где-то очень топорно и грубо, где-то очень хитро и аккуратно переписывать либо элементы нашей истории, либо прямо целиком нашу историю в каких-то больших эпизодах. И, конечно, мы тоже должны обеспечить комплексную систему по формированию национальной школы исторической памяти, преемственности исторической памяти, своей национальной методологии сохранения исторической памяти, научной методологической базы.
![]()
И, конечно, очень важно обеспечить понимание у населения неприятия тех нарративов, которые к нам забрасывают, чтобы исказить нашу историю. Потому что наша история – это не столько про прошлое, сколько про настоящее и про будущее. Сохранение исторической памяти в нашей страны – это вопрос национальной безопасности России, заключил Кулаков.
С какими трудностями приходится сталкиваться, решая вопросы по сохранению исторической памяти?
— Сложности действительно присутствуют, – отметила в разговор с «ФедералПресс» директор Ленинградского областного государственного архива в Выборге Юлия Крипатова. – Во-первых, даже с точки зрения архивистов можно сказать, что объем архивных документов, при том, что он обширен, тем не менее, он все равно недостаточный. Какие-то документы утрачены были в период оккупации. Очень много документов, которые хранили в семейных архивах, тоже утрачиваются.
Очень важно, чтобы люди, у которых богатая семейная история, которые сохранили хоть какие-то свидетельства периода Великой Отечественной войны, может быть, за более ранние периоды, чтобы они хранили свои семейные архивы, а если нет возможности их сохранить в семье, то передавали их в государственные архивы, потому что история одного человека – это тоже часть истории региона, истории всей страны. То есть вопрос сохранности архивных документов – он тоже приоритетен, потому что мы понимаем, что историческое знание основано на архивных документах.
Очень важно, чтобы формировался круг профессиональных историков, которые готовы были бы не только изучить эти документы, но и сформировать смыслы, а затем объяснить их уже широкой общественности.
Диалог между представителями научных знаний и широкой общественностью – это еще одна проблема. Мы не можем сказать, что она не решается, она решается. Однако сейчас есть разница между поколениями, поэтому нужно искать порой новые форматы в условиях цифровизации, в условиях того, что у молодежи, например, клиповое мышление. Эти все внешние обстоятельства требуют от научного сообщества искать новые форматы для того, чтобы сформировать диалог поколений.
— На мой взгляд, важно, это чтобы человек, который доносит ту или иную ценность, сам понимал, о чем он говорит и что, собственно, стоит за этим. То есть порой многое делается для галочки. Вот когда делается для галочки, мне кажется, тогда и начинается история о том, что у нас недопатриотизм, недопонимание появляется. То есть да, нужно действительно самому прочувствовать то, о чем говоришь, то, что доносишь, и тогда, мне кажется, всё будет хорошо, – добавила ведущий специалист музея истории СПбПУ и ассистент высшей школы общественных наук гуманитарного института Мария Завьялова.
— Очень тяжело молодежь, детей завлечь в тематику Великой Отечественной войны, например, или в целом рассказывать о патриотизме, то есть какие-то хочется уже новые методики узнать и применить на практике, не просто, например, при ведении экскурсии протараторить какой-то материал, а добавить интерактивности. А это требует в том числе и наличия материально-технической базы, которой порой нет, либо наличия каких-то навыков, чтобы завлечь вообще человека. На мой взгляд, очень тяжело придумать механизмы, и чтобы действительно было интересно для группы людей, для одного человека, найти какую-то точечку, где укольнет, где заболит, заинтересуется. А как? Это уже вопрос. Потому что традиционные техники порой уже не справляются.
![]()
Какие форматы передачи и сохранения исторической памяти актуальны сейчас?
— Насколько можно бесконечно придумывать форматы и формы сохранения памяти, мы выяснили в ходе дискуссии после мероприятия (на форуме «Истоки». – Прим. ред.). Ребята предлагали разные формы сохранения памяти о предприятиях, заводах, которые были перенесены в тыл в годы Великой Отечественной войны, по нанесению на актуальные Яндекс-карты мест памяти геноцида советского народа и так далее, – рассказал «ФедералПресс» директор департамента просветительской и методической работы Национального центра исторической памяти Иван Кулаков. – Даже по итогу небольшой лекции, практикума у ребят уже сформировалось огромное количество предложений и вариаций, как разные проекты можно упаковывать. Здесь важен и творческий подход, и сохранение научно-документальной составляющей, чтобы все творческие формы реализации увековеченной памяти строились сугубо на документальной базе, и в этом наша позиция.
— У нас сейчас появилось много фильмов современных, которые молодежь с удовольствием смотрит, – рассказала советник директора школы № 1392 города Москвы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Юлиана Дмитриенко. – Просмотрев фильм, они начинают задаваться вопросом, а почему так было, как так получилось. Они начинают уже самостоятельно копаться где-то в интернете, в архивах, спрашивать у более взрослого поколения, у ветеранов, которые остались живы. Все эти фильмы и игры, которые сейчас проводятся, патриотические форумы заряжают, вдохновляют молодежь на то, чтобы самим стать хранителями исторической памяти.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
80-летие Победы в Великой Отечественной войне


