Ровно 80 лет назад, 25 сентября 1945 года, вскоре после окончания Второй Мировой войны, в Новосибирске произошла масштабная трагедия – на Оби вспыхнул пароход с фронтовиками. Сотни человек, возвращавшиеся домой с победой, так и не успели пожить в мирное время. «ФедералПресс» восстановил события того страшного дня.
Что известно о судне
Пароход «Коллективист» был построен в 1931 году и относился к категории пассажирских и грузопассажирских судов. Тогда, как и другие пароходы подобного плана, судно использовали для перевозки солдат с фронта. История парохода закончилась спустя 14 лет после выпуска. Так, по данным реестра водного транспорта, «Коллективист» списан в 1945 году. Тогда пароход совершил свой последний рейс, так и не прибыв на место.
Трагедия в деталях
Утром, 25 сентября, судно выполняло стандартный рейс по маршруту Новосибирск – Камень на Оби. Информация о точном времени возгорания разнится. Так, по одним источникам, пожар произошел в 5 часов утра, по другим – двумя часами позже. В одном эксперты сходятся точно: огонь распространялся с неумолимой быстротой. Буквально 15 минут потребовалось для того, чтобы судно выгорело полностью. Известно и приблизительное место трагедии: выше поселка Чингиз, недалеко от села Антонова Новосибирской области.
Тогда к месту назначения плыли фронтовики и воспитанники детских домов. Людей было больше, чем при отплытии. Все дело в том, что на пути следования в Ордынском районе на судно взошли пассажиры сломавшегося парохода «Обь» из-за этой путаницы до сих пор трудно назвать точное число пассажиров.
Очевидцы утверждают, что возгорание началось с салона-ресторана. Тогда на пароходе шли шумные гуляния: пассажиры курили и распивали спиртные напитки. Это, по некоторым источникам, и послужило причиной возгорания.
По воспоминаниям выживших, происходящее на охваченном пламенем судне чем-то напоминало кадры из культового фильма «Титаник». Люди бросались в воду, пытались плыть на чемоданах, в то время как от парохода клубами валил черный дым.
От десятков до пары сотен человеческих жертв
Точной информации о числе погибших в тот день нет. Все дело в том, что материалы дела были засекречены. Говорить о трагедиях в то время в целом было не принято. А в данном случае речь шла о судьбе героев. Так, в прессе не упоминалось ни слова о пожаре. СМИ сообщали о благополучном возвращении фронтовиков.
Масштабы катастрофы можно восстановить лишь по воспоминаниям очевидцев. Одни сообщали о горах мертвых тел в трюме: все, кто находился внутри задохнулись или сгорели заживо. Другие упоминали об утонувших пассажирах, которые в отчаянии пытались доплыть до берега. Собрав воедино разрозненные сведения, можно предположить, что катастрофа унесла от 150 до 200–300 человеческих жизней.
Надо сказать, что особенных мер для тушения возгорания тогда принято не было ввиду стремительного распространения пламени. Позднее к месту трагедии отправили спасательный пароход «Ким», который доставил выживших (около 85 человек) к месту следования. Останки судна отбуксировали в Новосибирск.
Народная память
Как упоминалось ранее, о трагедии говорить было не принято. Одним из немногих достоверных свидетельств произошедшего служит большая братская могила в селе Антоново рядом с сельским кладбищем. Сюда уложили свыше ста деревянных ящиков. Еще около двухсот человек похоронено на острове, возле которого остановилось судно.
Что интересно, даже спустя 80 лет со дня катастрофы официальных данных опубликовано не было. Эта история стала известна широкому кругу лиц лишь благодаря выжившим и очевидцам.
Не единичный случай
В окрестностях Новосибирска произошла и другая крупная трагедия. Речь идет о пароходе «Совнарком», который затонул на Оби более ста лет назад, 10 мая 1921 года. Судно направлялось из Барнаула в Томск.
Так, около 1:30 ночи пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь и столкнулся с одной из опор. Корабль переломился пополам и всего за пять минут ушел на дно в 500 метрах ниже моста.
Точное число жертв также неизвестно. По данным различных источников, цифра варьируется от ста до трехсот погибших. Выживших насчитывается около сотни. В ту роковую ночь многие спали, а пассажиры, оказавшиеся в воде, попросту замерзли.
Расследование катастрофы началось 10 мая. В результате был арестован капитан парохода. Однако, спустя год после начала следствия, обвиняемый Снегирев был оправдан судом. Состава преступления в действиях капитана, равно как и других виновных найдено не было. Трагедию списали на роковую случайность.
Ранее «ФедералПресс» делился подробностями экстренной посадки самолета А320 под Новосибирском. Авиалайнер приземлился в пшеничном поле, в 185 километрах от аэропорта Толмачево. Рискованное, но, к счастью, верное решение позволило сохранить жизни 164 человек.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин


