Указом президента России Владимира Путина для нефтяных компаний введен мораторий на обнуление топливного демпфера на фоне роста цен на бензин. Это значит, что в период с 1 октября 2025 до 1 мая 2026 года не будут учитывать порог отклонения для его выплаты. Таким образом власти пытаются в ручном режиме поддержать стабильность на внутреннем рынке нефтепродуктов. О том, какие выгоды получат нефтеперерабатывающие предприятия, узнал «ФедералПресс».
Суть демпфера
Суть демпфера заключается в выплате правительством субсидии НПЗ, чтобы те поставляли больше топлива российским потребителям в условиях более высоких цен на экспортных рынках. То есть нефтепереработчикам компенсируют разницу между внутренними и экспортными ценами. Однако в случае, когда внутренние цены превосходят определенные значения, демпфер обнуляют.
Как напоминает РБК, если среднемесячные оптовые цены отклоняются от установленных индикативных цен (в 2025 году – 60 450 рублей за тонну бензина и 57 200 рублей за тонну дизтоплива) более чем на 10 % по бензинам и 20 % по дизелю, демпфер за этот месяц не выплачивается.
Рекордно высокая стоимость бензина из-за внеплановых ремонтов НПЗ истекшим летом привела к обсуждению вопроса, касающегося расширения диапазона отклонения индикативных цен для демпфера на 5 п. п. с 1 августа. Затем зампредседателя правительства России Александр Новак пообещал расширить диапазон отклонения на 10 п. п., но с 1 сентября. К октябрю стоимость топлива на российском рынке продолжала оставаться высокой, в ряде регионов бензин продавали в ограниченном объеме. И в этой ситуации нефтяники были вынуждены обратиться в правительство РФ с просьбой о введении моратория на обнуление демпфера.
По данным Минфина России, в сентябре 2025 года нефтяным компаниям было выплачено по топливному демпферу 30,5 млрд рублей, тогда как в августе этот показатель равнялся 80,4 млрд рублей. Причем выплаты касались только дизтоплива, тогда как средняя биржевая цена Аи-92 в августе была зафиксирована на уровне 69,34 тыс. рублей за тонну при допустимом лимите 66,5 тыс. за тонну. В целом в январе – сентябре 2025 года нефтяникам было выплачено по демпферу 715,5 млрд рублей.
Стабилизационные меры
Как отметили в Минэнерго России, чтобы сохранить стабильность на внутреннем рынке нефтепродуктов, правительство применяет все возможные меры. Сейчас в стране для всех участников рынка действует запрет на экспорт бензина. Кроме того, с 1 октября до конца 2025 года запрещен вывоз дизтоплива для компаний, не являющихся производителем топлива.
«Эта мера позволяет не допустить перепродажу на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка», – отметили в министерстве.
Мораторий на обнуление топливного демпфера даст нефтяникам возможность сохранить расчет демпфирующей надбавки и повлияет на цены, говорится в сообщении.
Комментируя указ Путина о моратории на обнуление топливного демпфера, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что данная мера принята в интересах компаний, затраты которых возрастают из-за действующих санкций на импорт оборудования, необходимого для ремонтов и модернизации НПЗ.
Мало того, что деятельность нефтеперерабатывающих заводов требует постоянных плановых ремонтов и обновления, к тому же ситуацию усугубляют атаки беспилотников, наносящих ущерб предприятиям. «Затраты возрастают. И рентабельность переработки теперь существенно снизилась. Тем более сами выплаты по демпферу за девять месяцев этого года опустились примерно на 50 %. Потому что нефть в прошлом году была дороже, чем в этом. Соответственно разница между ценами на внешнем и внутреннем рынках сократилась. А это и есть размер выплат по демпферу», – пояснил Игорь Юшков.
Введение моратория на обнуление демпфера необходимо для того, чтобы компании могли рассчитывать свою экономику и получать гарантированные денежные средства для выполнения плановых и внеплановых ремонтов.
«Я думаю, что в дальнейшем будут приняты еще одни меры. Если это некий пряник для нефтяных компаний, то дальше может быть и кнут. То есть, например, их могут обязать большие объемы от произведенного топлива продавать через биржу, чтобы удерживать цены. Поэтому я думаю, что нынешние меры – не последние по стабилизации ситуации на рынке», – заключил эксперт.
Ранее правительство России обещало обнулить ввозные пошлины на импортный бензин в условиях падения производства и дефицита бензина в России.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин


