Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Высокоскоростные отношения: какие железные дороги для скоростного движения запустят в России и как это изменит логистику

Всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей

Наличие в стране высокоскоростного железнодорожного транспорта является показателем уровня ее развития. Магистрали, по которым поезда двигаются со скоростью более 250 км/ч, есть в Китае, Японии, некоторых государствах Европы и Ближнего Востока. В России их пока нет, но скоро появятся. Как они изменят логистику? Эволюцию развития ВСМ в стране изучил «ФедералПресс».

Где в мире самые протяженные и быстрые ВСМ

По информации журнала «Транспорт БРИКС», на 2023 год во всем мире эксплуатировалось порядка 59 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), по которым пассажиры могут перемещаться со скоростью от 250 до 350 км/ч. Такие дороги не просто соединяют крупнейшие города, но делают их ближе.

«Есть две модели строительства ВСМ: западноевропейская и китайская. Западноевропейская – это обычный бизнес, где считают доходы и расходы. А доходы формируются за счет того, что есть огромное количество людей, которые готовы платить серьезные деньги за экономию времени. (...) В КНР строительство ВСМ – это способ стимулирования территориального развития и поддержки сегментов реальной экономики: машиностроения и всего, что вокруг», – рассказывал порталу t-j.ru научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Около 40 тыс. км – а это более двух третей протяженности всех таких железных дорог – принадлежат Китаю, который продолжает активно развивать свою сеть ВСМ: к 2030 году она должна вырасти до 60 тыс. км. В Европе ВСМ, построенные Францией, позволяют пассажирам перемещаться на поездах из Парижа в Лион, Марсель, Бордо, Нант, а также в Страсбург, Лилль, Брюссель и Лондон со скоростью на некоторых направлениях 320 км/ч. В Саудовской Аравии ВСМ соединяют Мекку и Медину; в Южной Корее – Сеул и Пусан; в Японии – крупные города на островах Хонсю, Кюсю и Хоккайдо, прокладывая таким образом путь из Токио; в Италии по ним можно попасть в Турин, Милан, Венецию, Болонью, Флоренцию, Рим и Неаполь; в Испании – в Мадрид, Севилью, Малагу, Валенсию, Галисию и Барселону; а в Африке единственная высокоскоростная железная дорога связывает портовый город Танжер с Касабланкой.

Планы прошлые

Согласно утвержденной еще в 2008 году Транспортной стратегии РФ до 2030 года, в которую несколько раз вносились изменения, в России в рамках государственно-частного партнерства предполагалось построить несколько ВСМ. «ФедералПресс» проанализировал документ.

ВСМ по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург (с возможным ответвлением на Пермь и Уфу) общей протяженностью 1563 км, временем в пути между конечными точками 8 часов, с инвестициями 2091,8 млрд рублей планировали возвести за два этапа в 2013–2026 годах.

ВСМ Казань – Самара – с инвестициями 1385,8 млрд рублей хотели реализовать в период с 2023 по 2028 год: расстояние между городами в 560 км предполагалось преодолеть по железной дороге за 2 часа 20 минут.

Еще одну ВСМ, по которой пассажиры могли бы преодолевать расстояние между Москвой, Ростовом-на-Дону и Адлером в 1470,6 км примерно за 7,5 часов, намеревались построить в 2021–2028 годах, вложив в нее 2322 млрд рублей.

И, наконец, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург протяженностью 659 км должна была сократить время в пути между двумя столицами до 2,5 часов. Инвестиции в этот проект, который планировалось реализовать в 2021–2026 годах, тогда были оценены в 913,6 млрд рублей.

Старт развитию высокоскоростного сообщения по железным дорогам России был дан в декабре 2009 года, когда были запущены первые скоростные поезда «Сапсан» производства немецкой корпорации Siemens между Москвой и Санкт-Петербургом. Через год, в декабре 2010-го, начали курсировать с максимальной скоростью 220 км/ч скоростные поезда «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки, которые запретили сначала в 2020-м из-за пандемии, а затем полностью в 2022-м после начала специальной военной операции на Украине. Реализация данных проектов была начата задолго до разработки главного документа для транспортной отрасли России.

Спустя годы после принятия Транспортной стратегии РФ была начата реализация всего лишь одного высокоскоростного железнодорожного проекта – Москва – Санкт-Петербург.

Всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей

Путешествие из Петербурга в Москву

Сейчас путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом на поезде «Сапсан» по самой скоростной железнодорожной магистрали в России занимает минимум 3 часа 42 минуты. Однако скорость, которую могут развивать эти поезда, не превышает 250 км/ч.

Новая ВСМ, которая свяжет две столицы, сделает эти города еще ближе друг к другу: пассажиры смогут добираться из одной столицы в другую на поезде со скоростью до 400 км/ч, в 1,8 раза быстрее, чем сейчас на «Сапсане», – за 2 часов 15 минут (от Москвы до Твери – за 39 минут, от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода – за 29 минут). А пассажиропоток между ними на этой ветке, как ожидается, увеличится в 4,6 раза. Всего на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом предусмотрено 16 остановок.

В августе 2025 года заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Савельев провел совещание по реализации проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург, где было объявлено о завершении проектирования всех этапов этой высокоскоростной трассы. Тогда же, в августе, было получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» и разрешение на строительство участка ВСМ от Крюково до Высоково. В сентябре аналогичные документы были подписаны в отношении участка ВСМ Высоково – Новая Тверь.

Это будет не просто железная дорога. Около трети всей протяженности высокоскоростного маршрута придется на новые мосты и эстакады. Для этого вблизи ВСМ откроют десять полигонов по изготовлению коробчатых железобетонных балок. А чтобы обеспечить проект железобетонными плитами с интегрированными рельсами, в Новгородской и Тверской областях будут построены новые специализированные заводы.

В пресс-службе Минтранспорта РФ «ФедералПресс» сообщили, что работы на первой линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург уже начаты и ведутся в соответствии с утвержденным графиком. «Запуск движения запланирован на 2028 год. Сформирована финансово-организационная модель, заключены необходимые соглашения и начаты практические этапы строительства», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе Минтранспорта России.

Год назад реализация проекта была оценена в более чем 2,3 трлн рублей. Для финансирования строительства инфраструктуры и покупки высокоскоростного подвижного состава был сформирован синдикат банков в составе Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка и других финансовых организаций. 20 декабря 2024 года были подписаны договоры на привлечение финансирования общим объемом порядка 1,8 трлн рублей. Заемщиками синдицированных кредитов выступили концессионер проекта ООО «ВСМ Две Столицы» и Государственная транспортно-логистическая компания (ГТЛК).

Кроме того, по поручению президента РФ Владимира Путина правительство совместно со Сбербанком должны проработать вопрос использования в первоочередном порядке предоставляемых для целей строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург из Фонда национального благосостояния 300 млрд рублей для финансирования данного проекта с целью минимизации процентной нагрузки для концессионера.

Эксперты предполагают, что сумма проекта не окончательная и по мере его реализации может возрасти.

«Инфляция в сегменте транспортного строительства по всем позициям серьезно больше, чем официальная. Плюс это очень сложный проект, где надо все делать с нуля. Там нужны принципиально новые путевые конструкции, отличающиеся от тех, которые приняты на наших железных дорогах. Я уже не говорю о том, что использовать на таких скоростях наш традиционный вагонный парк невозможно: нужны совершенно новые локомотивы и вагоны. (...) В общем, нужны очень большие инвестиции, в том числе рискованные инвестиции в инновационные проекты. Скорее всего, когда начнется реализация проекта, его окончательная стоимость вырастет», – комментировал Михаил Блинкин.

Тем не менее, как отметили в пресс-службе Минтранспорта, первая линия ВСМ сыграет решающую роль для дальнейшего развития системы, которая по мере расширения объединит ключевые регионы страны.

Всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей

Планы текущие

И все же, судя по заявлениям чиновников, Россия вовсе не отказалась от планов строительства высокоскоростных магистралей, заложенных 17 лет назад в Транспортной стратегии.

В пресс-службе Минтранспорта России сообщили «ФедералПресс», что «на текущем этапе определены базовые векторы развития: восточный коридор, южное направление и международное сообщение с Минском». По всем направлениям ведется подготовка параметров – сроки и механизмы финансирования определяются по итогам проектной и экономической проработки.

Вице-премьер РФ Виталий Савельев сообщил на выставке-форуме «Транспорт России», что всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей, которые соединят Москву с Санкт-Петербургом, Рязанью, Минском, Адлером, а также Екатеринбургом через Нижний Новгород и Казань.

«Мы для себя примерно обозначаем 2045 год, – сказал он. – Это будет уже 4,5 тыс. километров высокоскоростных магистралей. Для них потребуется задействовать 300 высокоскоростных поездов», – добавил он.

К примеру, по информации ТАСС, который ссылался на РЖД, по состоянию на ноябрь было завершено проектирование и начаты инженерные изыскания по участку Москва – Казань, где появятся 16 современных транспортно-пересадочных узлов и будет создана инфраструктура вдоль всей трассы.

«Развитие сети носит последовательный характер, и по каждому маршруту формируется индивидуальная модель реализации. Перевозчиком на первой российской высокоскоростной магистрали будет выступать компания «ВСМ-400», учрежденная правительством Москвы. Для других маршрутов решения будут приняты после утверждения конфигурации направлений. Функции ОАО «РЖД» в рамках проектов будут сосредоточены на производственно-технических задачах: управлении движением поездов, подготовке и организации работы бригад, содержании и обслуживании объектов инфраструктуры. Такой подход обеспечивает стабильность и безопасность на всем цикле эксплуатации. Запуск первой линии высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург создает новое распределение потоков: высвободятся мощности существующей линии, что даст возможность нарастить грузовое движение, улучшить пригородные перевозки. Вопрос сообщения высокоскоростного транспорта с маршрутами скоростных, пригородных и дальних поездов решается в составе комплексной модели организации движения. Формируется система увязки различных видов поездов на существующей линии, с учётом пропускной способности, графиков и потребностей пассажиров. Работа находится в стадии профессиональной проработки и будет развиваться по мере реализации проекта», – проинформировали в пресс-службе.

Модель развития сети ВСМ с конкретными сроками и параметрами реализации каждого проекта по поручению президента РФ Владимира Путина правительство и РЖД должны сформировать до 31 марта 2026 года.

Правда, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин пессимистичен в том, что касается вопроса финансирования нескольких проектов.

«Тут вопрос в том, кто и где найдет деньги. Потому что привлечение частных денег в строительство ВСМ крайне маловероятно, так как маржинальность этого бизнеса, мягко говоря, спорная. Возможности бюджета еще менее очевидны. Характерный пример: если исходить из утвержденных правительством нормативных затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, в среднесрочной программе дорожных работ мы обнаружим 40-процентный дефицит финансирования по этим статьям. Неотложно необходимых средств попросту нет в бюджете! Насколько правомерно в этих условиях обсуждать новые капиталоемкие проекты?» – ранее комментировал он.

В целом же реализация проектов ВСМ в России должна обеспечить рост машиностроения, которое получит гарантированный заказ на инновационный продукт – высокоскоростные подвижные составы.

Как отметил недавно на выставке-форуме «Транспорт России» гендиректор ГК «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин, налаживание серийного производства инновационных поездов и систем управления подвижным составом без активного доступа к международным технологическим центрам является вызовом для России, которая локализует собственное производство.

Сварка первого шва кузова и испытания нового поезда, который будет курсировать по первому маршруту – Москва – Санкт-Петербург – запланированы на осенью 2027 года.

Всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей

Высокоскоростные поезда

По данным ООО «ВСМ Две Столицы», концессионера проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, договоры на поставку российского подвижного состава и лизинга для ВСМ Москва – Санкт-Петербург уже подписаны. Их строительством займется АО «Уральские локомотивы», а лизингом – Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК).

Высокоскоростной электропоезд будет состоять из 8 вагонов, вмещать 454 пассажира и сможет развивать максимальную скорость до 400 км/ч. Первая партия будет включать 41 такой поезд. Производители и РЖД ожидают, что эти поезда ничем не будут уступать импортным аналогам, коих в мире достаточно.

По сообщениям СМИ, сейчас самый быстрый поезд на магнитной подушке эксплуатируется в Китае – это Шанхайский маглев, который ездит по отдельной выделенной линии со скоростью 430 км/ч, преодолевая расстояние в 30 км за 7 минут и 20 секунд. Кроме того, на традиционных рельсах по маршрутам Пекин – Шанхай – Гонконг и Пекин – Харбин курсируют колесные электропоезда CR400 Fuxing, которые разгоняются до 350 км/ч. И, по некоторой информации, здесь разработаны собственные поезда, которые могут перемещаться со скоростью 600 км/ч – всего лишь вдвое меньше скорости звука, равной 1224 км/ч. В Японии высокоскоростные поезда Синкансен развивают скорость 300 км/ч, а поезда E5 – до 320 км/ч. Поезда испанского производства Talgo перемещаются со скоростью до 300 км/ч по железной дороге Харамейн в Саудовской Аравии. В Испании Talgo S-102, сертифицированные для максимальной скорости 350 км/ч, обычно разгоняются только до 310 км/ч. В Южной Корее поезда KTX, в основе которых лежит французская технология TGV, двигаются со скоростью 305 км/ч при потенциале в 330 км/ч. Французские двухэтажные электропоезда TGV Euroduplex ездят со скоростью до 320 км/ч на выделенной линии между Танжером и Кенитрой в Африке. В Германии скоростные поезда InterCity Express имеют стандартную скорость 300 км/ч, но могут и превысить ее до 330 км/ч. В Италии для пассажирских перевозок, выполняемых поездами Frecciarossa, разрешена максимальная скорость 360 км/ч, хотя они в состоянии разогнаться до 400 км/ч. Ну а двухэтажные высокоскоростные поезда Duplex во Франции в свое время и вовсе были испытаны на скорости 574,8 км/ч.

После запуска ВСМ Москва – Санкт-Петербург «недотягиваемые» до таких скоростей «Сапсаны» переправят на другие маршруты – например, Москва – Минск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж, говорил летом в интервью РИА Новости замгендиректора РЖД Иван Колесников. Однако решение об этом будет приниматься ближе к вводу новой ВСМ в эксплуатацию.

Выводы

Благодаря строительству новых высокоскоростных магистралей транспортная отрасль России получит очевидные преимущества. Будет улучшена транспортная доступность городов на маршрутах. Сокращение времени в пути между крупными городами сделает поездки по железной дороге конкурентоспособными в сравнении с авиаперелетами. Всё это стимулирует экономическое развитие регионов и туризм. Перераспределение пассажиропотока с автотранспорта и авиации на железную дорогу снизит нагрузку на аэропорты и автодороги. Кроме того, развитие ВСМ окажет влияние на рост смежных отраслей – производства подвижного состава, строительства и инфраструктуры. Главное, чтобы поставленные цели смогли соответствовать имеющимся у государства и бизнеса ресурсами.

Всего к 2045 году в стране планируется построить пять высокоскоростных магистралей

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Александр Хитров, Вера Романескул, Юлия Котышева

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Еще по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.