Согласно новому аналитическому обзору Центра стратегических разработок (ЦСР), российский автопром по итогам десяти месяцев 2025 года стал худшей отраслью промышленности страны. Эксперты со ссылкой на данные Росстата указывают, что с января по октябрь производство автомобилей сократилось на 22,2 % в годовом выражении, а в одном только октябре спад ускорился до рекордных 38,4 %, что является наихудшим показателем среди всех отраслей.
Структурный кризис
Специалисты пришли к выводу, что ситуация в отрасли вышла за рамки обычного циклического спада и приобрела характер структурного кризиса. По их мнению, это состояние может служить ранним предупреждением о более широких экономических проблемах.
Отдельно отмечается, что легковой сегмент испытывает двойное давление: со стороны дорогих кредитов, сдерживающих спрос, и со стороны импортных автомобилей, обладающих более высокой конкурентоспособностью.
«Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6 % за десять месяцев 2025 года, а продажи упали на 17,8 % за 11 месяцев. Продажи Lada, занимающей 25 % рынка, сократились на четверть. Объем выдачи автокредитов упал на 28,5 % в годовом выражении из-за продолжительного нахождения ключевой ставки на уровне 21 %», – говорится в сообщении ЦСР.
Продажи подтверждают кризис
Кризис затронул практически всех ключевых китайских производителей, занимающих следующие места в рейтинге. Продажи Chery и Geely упали более чем на 30 %, а у Changan – на 38,3 %. Исключением стал бренд Haval, демонстрирующий сравнительно небольшое снижение (–12,4 %).
Наибольшую долю в общем объеме рынка, как и ранее, занимает первая десятка брендов, на которую приходится 72,8 % всех продаж. Однако её совокупные продажи сократились даже сильнее рынка в целом – на 18,2 %. Это свидетельствует о том, что падение сконцентрировано именно в сегменте массовых и наиболее популярных у потребителей автомобилей, что усугубляет структурный кризис в отрасли.
Падение затронуло и другие направления: пострадали как грузовой сегмент, так и отрасль спецтехники. Причины спада в производстве грузовиков эксперты видят в явном снижении деловой активности, которое они назвали «переохлаждением».
Протекционизм не работает
В ЦСР также указывают на неэффективность действующих протекционистских мер. В качестве примера приводятся новые требования по локализации автомобилей для такси, которые вступят в силу в большинстве регионов с 1 марта 2026 года.
По мнению экспертов, это может спровоцировать массовый уход перевозчиков с рынка, рост операционных расходов и, как следствие, повышение стоимости поездок для пассажиров. При этом ожидается, что спрос сместится в сторону китайских марок, предлагающих лучшее оснащение за схожие деньги.
Авторы исследования подчеркивают парадокс ситуации: для технологического прорыва отрасли критически нужны крупные инвестиции, однако высокие ставки и низкая прибыльность делают такие вложения экономически неоправданными.
Прогнозы
«Кризис автопрома создает риски не только для занятости в городах, ориентированных на автопром (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород), но и для тысяч смежных предприятий, что может привести к росту нагрузки на бюджеты всех уровней», – отметили в ЦСР.
Эскперты предупреждают, что для выхода из структурного спада необходимы синхронизированные действия: смягчение денежно-кредитных условий и разработка точных мер государственной поддержки. В противном случае отрасль рискует надолго застрять в кризисе, а ее роль в экономике может необратимо деградировать до уровня отсталой импортозависимой сборки.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


