Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Автопром признали худшей отраслью промышленности России: причины и прогнозы

Автосалон
Специалисты пришли к выводу, что ситуация в отрасли вышла за рамки обычного циклического спада

Согласно новому аналитическому обзору Центра стратегических разработок (ЦСР), российский автопром по итогам десяти месяцев 2025 года стал худшей отраслью промышленности страны. Эксперты со ссылкой на данные Росстата указывают, что с января по октябрь производство автомобилей сократилось на 22,2 % в годовом выражении, а в одном только октябре спад ускорился до рекордных 38,4 %, что является наихудшим показателем среди всех отраслей.

Структурный кризис

Специалисты пришли к выводу, что ситуация в отрасли вышла за рамки обычного циклического спада и приобрела характер структурного кризиса. По их мнению, это состояние может служить ранним предупреждением о более широких экономических проблемах.

Отдельно отмечается, что легковой сегмент испытывает двойное давление: со стороны дорогих кредитов, сдерживающих спрос, и со стороны импортных автомобилей, обладающих более высокой конкурентоспособностью.

«Производство легковых автомобилей снизилось на 9,6 % за десять месяцев 2025 года, а продажи упали на 17,8 % за 11 месяцев. Продажи Lada, занимающей 25 % рынка, сократились на четверть. Объем выдачи автокредитов упал на 28,5 % в годовом выражении из-за продолжительного нахождения ключевой ставки на уровне 21 %», – говорится в сообщении ЦСР.

Продажи подтверждают кризис

Кризис затронул практически всех ключевых китайских производителей, занимающих следующие места в рейтинге. Продажи Chery и Geely упали более чем на 30 %, а у Changan – на 38,3 %. Исключением стал бренд Haval, демонстрирующий сравнительно небольшое снижение (–12,4 %).

Наибольшую долю в общем объеме рынка, как и ранее, занимает первая десятка брендов, на которую приходится 72,8 % всех продаж. Однако её совокупные продажи сократились даже сильнее рынка в целом – на 18,2 %. Это свидетельствует о том, что падение сконцентрировано именно в сегменте массовых и наиболее популярных у потребителей автомобилей, что усугубляет структурный кризис в отрасли.

Падение затронуло и другие направления: пострадали как грузовой сегмент, так и отрасль спецтехники. Причины спада в производстве грузовиков эксперты видят в явном снижении деловой активности, которое они назвали «переохлаждением».

Протекционизм не работает

В ЦСР также указывают на неэффективность действующих протекционистских мер. В качестве примера приводятся новые требования по локализации автомобилей для такси, которые вступят в силу в большинстве регионов с 1 марта 2026 года.

По мнению экспертов, это может спровоцировать массовый уход перевозчиков с рынка, рост операционных расходов и, как следствие, повышение стоимости поездок для пассажиров. При этом ожидается, что спрос сместится в сторону китайских марок, предлагающих лучшее оснащение за схожие деньги.

Авторы исследования подчеркивают парадокс ситуации: для технологического прорыва отрасли критически нужны крупные инвестиции, однако высокие ставки и низкая прибыльность делают такие вложения экономически неоправданными.

Прогнозы

«Кризис автопрома создает риски не только для занятости в городах, ориентированных на автопром (Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород), но и для тысяч смежных предприятий, что может привести к росту нагрузки на бюджеты всех уровней», – отметили в ЦСР.

Эскперты предупреждают, что для выхода из структурного спада необходимы синхронизированные действия: смягчение денежно-кредитных условий и разработка точных мер государственной поддержки. В противном случае отрасль рискует надолго застрять в кризисе, а ее роль в экономике может необратимо деградировать до уровня отсталой импортозависимой сборки.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.