Владимир Путин пролил свет на судьбу магистрали Москва – Казань – Екатеринбург на состоявшейся 19 декабря прямой линии. Президента России спросили об этом журналисты из Татарстана, «ФедералПресс» приготовил аналогичный вопрос. Железнодорожная магистраль считается одним из самых амбициозных транспортных проектов России последних лет. «ФедералПресс» вспомнил историю проекта и обсудил его общероссийскую значимость с экспертом.
«Проектные работы на линии Москва – Екатеринбург уже идут. На линии Москва – Казань они тоже будут реализованы», – сказал Владимир Путин в завершение прямой линии.
Как менялся проект ВСМ
Пассажирская высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Екатеринбург протяженностью около 1700 км должна связать столицу с городами Центральной России, Татарстаном, Уралом. Проектная скорость – до 400 км/ч – позволит сократить время в пути с 26 до 4–4,5 часов.
Стратегия развития железных дорог до 2030 года была одобрена правительством РФ в 2008 году. Изначально она предусматривала строительство трех ВСМ:
- Москва – Санкт-Петербург,
- Москва – Берлин,
- Москва – Нижний Новгород.
В 2012 году в стратегию внесли поправки, предполагающее строительство магистралей Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва – Казань (ВСМ-2) и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер (ВСМ-3).
В 2013 году на ПМЭФ Владимир Путин предложил финансировать строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань за счет средств Фонда национального благосостояния. Позднее, в 2015 году, была озвучена уточненная стоимость проекта – 1,68 трлн рублей. План предусматривал запуск этой высокоскоростной магистрали к началу чемпионата мира по футболу 2018 года, что было амбициозно и нереализуемо. В РЖД прорабатывали альтернативные варианты, но в итоге проект был заморожен в 2019 году.
В этом же году президент поставил под сомнение экономическую целесообразность строительства высокоскоростной магистрали до Казани. В качестве альтернативы он предложил рассмотреть вариант развития скоростной платной автомобильной дороги.
В 2020 году от ВСМ окончательно отказались, сосредоточив ресурсы на высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Недавно власти опять заговорили о том, что ВСМ от столицы до Казани все же построят. Согласно мартовской презентации первого заместителя генерального директора РЖД Сергея Кобзева, проект будет реализован на втором этапе (после дороги до Санкт-Петербурга).
Предварительные сроки строительства, озвученные заместителем председателя комитета Госдумы по энергетике Юрием Станкевичем таковы: участок Москва – Нижний Новгород запланирован на 2028–2031 годы, а участок Нижний Новгород – Казань – на 2032–2036 годы. Соответственно, в Екатеринбург магистраль дотянется не раньше 2040 года.
Премьер-министр правительства России Михаил Мишустин в 2024 году заявил, что необходимость магистрали сохраняется, но первоочередной задачей стал проект сверхгрузовой магистрали (СГМ) – железнодорожного дублёра для грузов на направлении Екатеринбург – Казань – Москва. Мишустин назвал этот дублёр «фундаментом» для будущей ВСМ, так как часть инфраструктуры (земляное полотно, инженерные сооружения) будет общей.
![]()
«Поворот на Восток» и экономическое развитие
Регионы идея строительства ВСМ не на шутку увлекла, поскольку сулит им колоссальные федеральные инвестиции и сопутствующий экономический рост. Как отмечают эксперты, она перекликается с общей стратегией перераспределения логистических потоков в восточном направлении, для чего требуется существенно сократить затратность длинного «транспортного плеча».
«Идеи строительства ВСМ – тренд, который сейчас активно развивается в странах Дальнего Востока, в частности, в Китае, Японии, Корее. Что касается российских ВСМ, то гипотетически – это звучит во всех экспертных обсуждениях – сеть ВСМ будет развиваться дальше на Восток до сопряжения с китайской транспортной системой», – считает директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
Если же говорить о ВСМ как о стимуле экономического развития регионов, то окончательные экономические бонусы еще предстоит оценить. Хотя, по словам Андрея Русакова, экономика Свердловской области уже выиграла от этого проекта.
«Локомотивами новую магистраль будет зарегистрированное в Свердловской области предприятие «Уральские локомотивы», которое входит в Группу Синара. Насколько понимаю, оно обеспечено заказами на много лет вперед. А это, в свою очередь, налоговые отчисления в местные бюджеты и рабочие места», – подчеркнул Андрей Русаков.
«ФедералПресс» писал подробный аналитический материал о стратегии развития сети ВСМ в России. Как полагают эксперты, перераспределение пассажиропотока с автотранспорта и авиации на железную дорогу снизит нагрузку на аэропорты и автодороги. Кроме того, развитие ВСМ окажет влияние на рост смежных отраслей – производства подвижного состава, строительства и инфраструктуры.
Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru, ФедералПресс / Ксения Кобалия
Пресс-конференция и прямая линия с Путиным


