Министерство финансов РФ опубликовало 12 октября проект госбюджета до 2019 года. Вопреки ожиданиям, вместо однолетнего бюджета Минфин все-таки оставил в силе трехлетнее планирование. Планируется, что в Госдуму проект будет внесен 28 октября. Политика Минфина по-прежнему консервативна – потуже затянуть пояса предлагается чиновникам, правоохранительным органам и даже военным. Однако продуманность мер Минфина в части пополнения доходов казны вызывает у экспертов сомнения.
«Меры, которые Минфин обозначает как планируемые в части оптимизации бюджета, сокращения его расходных и повышения доходных статей не представляются действенными и способными обеспечить решение макроэкономических и социально-экономических проблем. Что в этой связи можно было бы предпринять? У нас таятся колоссальные резервы в оптимизации таможенных сборов и платежей. Ежегодно федеральный бюджет недополучает порядка 2,5 трлн рублей от отсутствия должного сбора таможенных платежей. Вместе с тем, данная сумма в случае оптимизации позволила бы практически полностью профинансировать дефицит бюджета.
Кроме того, колоссальные резервы заключены в сокращении объема госзакупок. Ежегодно объем госзакупок составляет примерно 40 трлн рублей. Если этот объем сократить всего лишь на 6 процентов, это позволит полностью уйти от бюджетного деффицита.
«Реального роста зарплат не будет ни в частном, ни в государственном секторе»
Вместе с тем, необходимо, особенно в нынешних условиях, обратиться к прогрессивной шкале налогообложения. Как минимум к повышению НДФЛ для сверхбогатой части населения. Это, во-первых, таит в себе существенный резерв повышения доходной части бюджета и гораздо больше, чем предусмотренные Минфином налоговые меры и вместе с тем, рост обеспечения социальной справедливости. Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда по одинаковой ставке 13 процентов рассчитываются бывшие выпускники медицинских и педагогических вузов, молодые учителя и врачи, чей ежемесячный доход зачастую не превышает даже 50 тысяч рублей, когда по той же ставке платят представители топ-менеджмента крупных корпоративных структур, чей доход исчисляется десятками миллионов рублей в месяц, а то и больше. Эта ситуация далека от социальной справедливости и макроэкономической эффективности, которую она в принципе обеспечить не может».
Фото: Facebook