Китай продолжает политику интернационализации юаня и готов перейти к расчетам в юанях при торговле нефтью с крупнейшими поставщиками. У Пекина уже есть ряд соглашений со странами, поставляющих нефть в Китай, о расчете в юанях. Такой документ, в частности, подписан с Россией. Сейчас КНР планирует договориться об аналогичных условиях с одним из ключевых игроков на рынке нефти – Саудовской Аравией. Комментирует Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич:
«Являясь крупнейшим импортером нефти, КНР располагает мощным инструментом для интернационализации юаня. Перевод расчетов при торговле «черным золотом» в юани позволит китайской валюте укрепиться на международных рынках.
Впрочем, ожидать кардинального изменения ситуации как на энергетических, так и на валютных рынках в ближайшее время все же не стоит. Во-первых, это не в интересах КНР – резкий рост спроса на юани может привести к непредсказуемым движениям на внутреннем валютном рынке, даже при жестком госрегулировании этого сектора. А это уже угроза инфляционной стабильности – одной из четырех основ экономики, обозначенных на завершающемся XIX съезде Компартии Китая.
Во-вторых, даже учитывая, что КНР является одним из крупнейших игроков на нефтяном рынке, сам рынок еще не готов переориентироваться на другую валюту. Американский доллар, в котором сейчас проходит подавляющее большинство сделок с нефтью, стабильная, надежная, привычная валюта, в то время как юань является валютой с фиксированным курсом. Также стоит добавить, что большая часть сделок на финансовом рынке проходит с производными финансовыми инструментами, такими как фьючерс, обращение которых производится в долларе.
В-третьих, для современной политической системы Китая не характерны резкие действия. Активно навязывать всему рынку новую расчетную валюту КНР не будет. Но своих планов по созданию альтернативной резервной мировой валюты Китай не скрывает – задача по интернационализации юаня была также озвучена на XIX съезде КПК Председателем КНР Си Цзиньпином, что означает особое внимание китайских властей к этой задаче на следующие 5 лет. Постепенный переход на расчеты в юанях со странами «Одного Пояса - Одного Пути» (и не только в торговле нефтью), создаст для юаня необходимую базу для формирования спроса, которая постепенно обеспечит новый уровень доверия к китайской валюте. В результате юань сможет стать ключевой валютой Евразии уже в ближайшие три-пять лет. Еще как минимум столько же юаню потребуется для того, чтобы стать альтернативой, но не заменой, доллару во всем мире».