Со страниц одного британского издания прозвучало утверждение, что российский мультсериал «Маша и Медведь» – пропагандистская поделка. Между тем, «инструмент кремлевской пропаганды» и элемент «мягкой силы» собирает на YouTube миллиардные просмотры, сборы с него исчисляются сотнями миллионов долларов. Критика мультфильма, покорившего сердца маленьких ребят в Европе, Азии, Северной Америке, больше говорит о самих критиках, чем о российском медиапроекте, считает аспирант кафедры культурологии и философии ПГИК Ксения Ярушина.
«Шумиха вокруг российского мультфильма, безусловно, рождает ассоциации с Холодной войной и образом врага – Россией – олицетворением которого стала Маша. Можно предположить, как формируется логическая цепочка: я живу в размеренном мире западной державы, у меня все хорошо, но кто-то, как уверяют СМИ, активно этому мешает и грозит моей безопасности.
Мы уже знаем имя этого врага, но можно сделать образ его еще более зловещим, если определить инструменты его политической пропаганды. Этим инструментом и является девочка Маша, героиня мультика, входящего в пятерку самых популярных в Европе.
Маша – многозначный образ, который можно трактовать с разных точек зрения. По типологии архетипов К. Г. Юнга, героиню можно классифицировать как трикстера, игрока, для которого важен не результат, а процесс – взаимодействие с другими персонажами. Маша ведет себя иррационально, шалит, что-то выдумывает, вокруг неё всё ломается, взрывается – а ей ничего, она совершенно не замечает всего этого.
Поведение девочки можно рассматривать и с позиции З. Фрейда. Тогда, мы увидим в Маше знамя привычного на Западе феминизма. Медведь – явно маскулинный персонаж, с которым равноправные отношения выстроила девочка во много раз меньше, младше и физически слабее. Но насколько применимы эти теории, когда речь заходит о детском мультфильме?
Будь этот образ и сам мультфильм наполнен пропагандой, он не достиг бы той высоты искренности, которая покоряет сердца миллионов ребят в США, Великобритании, Германии, Италии, России, Китае, Индонезии, Австралии. Отклик у столь разных по месту рождения и культуре детей могут вызвать только универсальные ценности. В «Маше и Медведе» таковой выступает, конечно же, познание себя и мира. Маша всегда занимает активную позицию, задает динамику сюжета. Ей все интересно, она хочет узнавать, понимать и пробовать новое. Маша открывает для себя мир с той искренностью, которая доступна только детям.
В заключении хочется добавить: каждый видит то, что хочет видеть. Как говорил З. Фрейд: «Иногда сигара – это просто сигара».