В Госдуме в первом чтении одобрили законопроект, который позволит субъектам РФ ввести запрет на продажу алкоголя в заведениях общепита площадью менее 20 квадратных метров, расположенных в жилых домах и на прилегающих к ним территориях. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в государственной думе Андрей Исаев заявил, что «закон не носит императивного характера» и не обязателен для применения субъектами РФ, за которыми остается право принятия решения. Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказал «ФедералПресс» о разумности принятия подобного закона:
«Дело в том, что у субъектов РФ есть полномочия ограничивать продажу алкогольной продукции в соответствии с федеральным законодательством, а именно ограничения касаются времени продажи и места. Например, в ряде регионов этот вопрос уже отрегулирован, и алкомаркеты запрещено размещать в жилых домах.
Полномочий на ограничение мест продажи в отношении предприятий общественного питания, к которым относятся рестораны, бары, кафе, у субъектов РФ в настоящее время нет, и это является исключением в федеральном законе.
Сейчас вводится возможность ограничения субъектами РФ мест продажи алкоголя предприятиями общественного питания, а также иные критерии, которые почему-то всегда субъекты ждут с федерального уровня – они все хотят введения ограничений федеральным законом. Собственные заксобрания не берут ответственность за принятие непопулярных законов.
Вцелом у субъектов полномочия по расположению алкомаркетов уже есть, а теперь если закон будет принят, то будут и по рюмочным, кафе и т. д.
Отмечу, ведь многие алкомаркеты в жилых домах устанавливают там столики и выдают себя за бары и рестораны. Если продажа вин и крепких напитков лицензируется, то пиво может продавать кто угодно – никаких особых разрешений не требуется
Я считаю, что все эти вопросы нужно отдать на решение регионам и пусть они сами разбираются, какие нужны ограничения или не нужны. Это надо решать даже не на региональном, а на муниципальном уровне.
Что касается самой инициативы, считаю, что не бывает абсолютно здравых инициатив. Она разумна в части наделения полномочиями регионов в отношении регулирования мест продажи алкоголя. Однако она не решит вопрос с уменьшением количества потребляемого алкоголя, а вопрос с общественным порядком вообще должен находиться в ведении правоохранительных органов.
Считаю, что необходимость подобных законодательных инициатив связана с пропагандой алкоголя на телевидении, где постоянно идет реклама пива. Почему-то рекламировать его можно, а продавать в жилых домах – нет. Получается какая-то абсурдная точка зрения.
Учитывая эту пропаганду, как можно комично пытаться решать вопросы с ограничением возраста или продажи алкоголя. В первую очередь надо менять менталитет граждан».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин