В Екатеринбурге завершился опрос о месте строительства собора святой Екатерины. 13 октября на 51 избирательный участок пришли 97 тысяч горожан. По итоговым данным, за территорию у Приборостроительного завода выступили 59 % опрошенных. Как прошел опрос, справился ли местный избирком с поставленной задачей и о чем говорят итоги, своим экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился политолог Александр Белоусов:
«Я считаю, что опрос прошел на 4. Почему не на 5? Я считаю, что подготовка была достаточно короткая. За месяц ускорились, подготовка была форсированная. В связи с этим у тех, кто негативно относится к опросу, осталось несколько пробелов, которые они заполняют негативной информацией. Были сложности с маршрутизацией. У нас открылся примерно каждый десятый участок. Для тех, кто не умеет пользоваться электронными средствами добычи информации, это составило трудности.
Тем не менее мы увидели, что явка была достаточно высокая. Для такого рода опроса с учетом того, что пришел практически каждый десятый горожанин, это высокая явка. Мы видели, что на избирательных участках были очереди. Я думаю, что организаторы рассчитывали на явку вдвое ниже – в пределах 5 %. Именно поэтому мы увидели каждый десятый участок, а не каждый пятый. Именно поэтому мы увидели где-то достаточно длинные очереди. При прогнозе явки в 10 %, что было непредсказуемо в самом начале, имело смысл открывать каждый пятый участок, тем самым увеличить вдвое количество работающих участков и снизить число очередей в два раза.
Второе – почему пришло столько людей? Потому что это тема последнего года для Екатеринбурга. Это главная тема, которую все знают и обсуждают. Понятно, что при такой повестке нужно было очень сильно постараться. Нарушений грубых зафиксировано не было, опрос прошел чисто, это тоже очень хорошо. Представители «Голоса», в свойственной им манере обвиняют в использовании админресурса, но эти обвинения малообоснованны. Например, они говорят, что выдавали сертификаты и значки, это было способом отчетности для бюджетных организаций. Между тем мы все видели, что любой желающий подходил и брал эти значки, эти сертификаты раздавали всем, кому ни попадя. Так что это не работает. Они говорили, что были приглашения якобы разных цветов, которые означали разные группы бюджетников, которых мобилизовали. Условно говоря, зеленые приглашения для врачей, красные для учителей, синие еще для кого-то. На самом деле доказательств этому тоже никаких нет. Мобилизация, на самом деле, не запрещена. Если кто-то раздаст прихожанам одного прихода квиточки золотого цвета, а другим – серебряного, разве это запрещено? Нет.
Один из больших результатов этого опроса состоит в том, что многие из тех, кто протестовали против застройки парка, пришли на опрос. По моим ощущениям, этих людей была где-то половина. Половина бойкотировали, половина пришли. Это значительный результат, что те, кто ходил и ломал заборы, готовы приходить на такие процедуры. Они этого и добивались. Это очень хорошо. Я бы не стал устраивать из этого победные танцы, что кто-то кого-то победил. Очень важно, чтобы все имели возможность высказаться. К людям, которые высказались за территорию за Макаровским мостом, нужно относиться уважительно, слушать их аргументы, почему они так решили. Нужно сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя побежденными. Это крайне важно для демократии, чтобы у проигравшей стороны был достойный выход из ситуации. Чтобы это не превращалось в игру с нулевой суммой».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин