В «Сколкове» проходит выставка-форум «Чистая страна» в поддержку нацпроекта «Экология». На форуме будут подведены итоги нацпроекта за 2019 год, определены цели на следующий год, обсуждается вопрос внедрения наилучших доступных технологий. Одной из важных тем форума – повышение экологической культуры, экологическое образование и просветительская работа. Сергей Николаев, заместитель генерального директора Института стратегических коммуникаций и социальных проектов рассказал о том, какая работа проводится институтом и как вовлечь в совместную экопросветительскую работу СМИ, бизнес и образовательные учреждения:
«Решение экологических проблем лежит в плоскости задач по изменению экологического сознания человека. Путь этот не быстрый, и конечно, чем раньше это сознание меняется, тем крепче паттерн на сохранение природы, больше вовлеченность в решение общественных и государственных программ по сохранению экологии и эффективность их выше.
Но менять экологическое сознание в отрыве от изменения сознания общества, СМИ, бизнеса, чиновников, а также без усиления государственной политики в сфере природоохраны невозможно.
Поэтому важно, во-первых, проводить эти процессы синхронно. Во-вторых, нужно, чтобы была интеграция всех элементов общества (человек, общественные группы, бизнес, СМИ, власть). Образовательные учреждения выступают главными платформами и институтами для формирования культурных архетипов в сознании образованной части общества. СМИ в России немного запоздало увидели свою миссию защиты экологии, но быстро исправляются. Бизнес все так же продолжает считать, что экологическая забота – это обуза и повинность. Важно, чтобы в формировании общественного мнения активную роль играли все.
[Чтобы] государство выступало драйвером, задавало темпы и стандарты; вузам и школам нужны разнообразные академические программы, форматы, которых позволяли бы вовлекать в образовательный процесс не только самих школьников и студентов, но и их окружение: одноклассников, друзей, родителей. Важно, чтобы существенную роль начали играть НКО, которые должны не только бить тревогу, но и начинать совместно с вузами и школами налаживать обучающий процесс. В том числе стимулируя добровольческие гражданские активности, которые в последние годы стали бурно расти, а также стимулировать развитие гражданского общества в цивилизованном направлении. Важно, чтобы в работу по экообразованию включился и бизнес, как через ассоциации, так и на конкретных предприятиях. И речь не только о внедрении НДТ. Даже если нет ущерба окружающей среде от работы предприятия, нужно, чтобы политика в работе с коллективом содержала экологическое просвещение, а экологические программы стали стандартом корпоративной культуры каждой организации.
Очень важно интегрировать СМИ в вопросы образования и вообще в реализацию экологической стратегии и конкретных экологических проектов. При этом вовлекать СМИ нужно не через принуждение, а через вовлечение в качестве партнера. Традиционная ошибка НК в работе со СМИ – это мнение, что СМИ обязаны освещать вопросы экологии и образования. Ничего они не обязаны. Нужно просто грамотно вовлекать СМИ в эти процессы, заинтересовать в работе с аудиторией, сделать так, чтобы забота об экологии стала основным слагаемым имиджа самого СМИ.
Как выполнить эту задачу? Есть много способов. Вот три основных пути. Первый – выстраивание взаимодействия вузов, бизнеса, власти и СМИ. Здесь Инстратком, являясь информационно-креативным оператором МОИП, разработал проект Экогеоцентра для Союза ректоров. Второй важный шаг – это развитие института наставничества в экопросвещении и повышении квалификации в смежных направлениях. Этот институт уже хорошо зарекомендовал себя. Его активно внедряет Администрация президента РФ под руководством Сергея Кириенко в рамках проекта «Лидеры России». Выступая на форуме добровольцев в Сочи, генеральный директор Инстраткома и РИА «ФедералПресс» Иван Еремин предложил внедрять институт наставничества и в работе с российскими НКО. Так, на сессии Фонда президентских грантов (где, кстати, присутствовал Кириенко) эта идея была поддержана и развита. В число наставников 100 НКО России, в том числе и по экотематике, было принято решение включить руководителей ведущих российских СМИ. Такую практику, считаю, можно распространить как на отдельные экологические образовательные проекты, так и на целые общественные экологические организации.
И третье решение – это подтянуть регионы, создать условия для соревнования регионов и обмена практикой и опытом между инициативными группами в регионах. Важно и создать инструмент предоставления интересов регионов на федеральном уровне. Здесь мы разработали проект добровольческого экологического корпуса «Экологические послы регионов России». И проекты «Серии региональных медиафорумов» начнем проводить с 2020 года.
Спасти экологию можно только сообща, вовлекая в общую работу все социальные группы и институты (государство, бизнес, СМИ, общество, семья, вузы). Образовательные программы не должны быть ответственностью только государства, должны подключиться СМИ, НКО, бизнес. Работа по экопросвещению должна вестись не только в Москве, но и в регионах. Здесь, с другой стороны, нужно дифференцированно подходить к каждому региону, а с другой стороны – создавать сетевые проекты, как это делает Инстратком».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Национальные проекты