Весь мир обсуждает эскалацию конфликта на Ближнем Востоке. В ночь на 3 января в Багдаде в результате авиаудара США, нанесенного по приказу Трампа, был убит Генерал Касем Сулеймани. Президент Соединенных Штатов называет его террористом номер один. Иран, в свою очередь пообещал ответные меры и, как выяснилось, обещание было не пустым. Атаке подверглись две военные базы США в Ираке. Почему Трампу понадобилось обострение отношений? И не связано ли это с предстоящими в этом году выборами президента Соединенных Штатов? Комментирует политолог Александр Шпунт.
«Мой добрый коллега Вячеслав Никонов как-то сказал, и я с ним согласен, что в Америке не бывает никакой внешней политики, которая не является политикой внутренней. Никакие действия, которые осуществляет Америка на международной арене, не осуществляются без проекции на какую-то внутреннюю политику, поэтому, конечно же, все действия Трампа в Иране и вообще на Ближнем Востоке – это элемент избирательной кампании, как и действия его оппонентов тоже. Но здесь все гораздо сложнее и одновременно гораздо более масштабнее. Конечно же, избирательная кампания не находится в столь острой фазе для того, чтобы ее подстегивать такими действиями, как ликвидация Сулеймани. Нет. Трампу в принципе выгодно обострение отношений с Ираном.
Как вы помните, Трамп торпедировал «ядерную сделку» в противовес позиции и России, и, что крайне редко бывает, Европейского союза. По отношению к «ядерной сделке» позиция России и позиция Еворпейского союза были абсолютно одинаковыми. И они остаются абсолютно одинаковыми – эта сделка ценна и абсолютно нужна. Америка была единственной, кто возражал против этой «сделки». Причем было понятно почему. Это было по внутриполитическим соображениям, потому что «ядерная сделка» – главное достижение демократов и главное достижение оппонента Трампа Барака Обамы. Теперь, было показано, что Иран – это злобное чудовище, которое набрасывается на Соединенные Штаты.
Мы не будем обсуждать ситуацию, что Иран – добрый ангел, это не так. Иран –это страна, у которой давние и очень сложные отношения с Западом и с Россией тоже. Но это не тема нашего разговора, наша тема –Трамп добился своего. Он добился ситуации, что Иран фактически втянут в военное противостояние с Соединенными Штатами. Таким образом, Трамп показывает – то, что демократы считали своим главным достижением, а именно умиротворение Ирана, не получилось. Вот где проекция на внутреннюю политику, а отнюдь не убийство Сулеймани и ситуация, когда атаке подвергаются базы Соединенных Штатов. Речь о том, что Трамп показывает – демократы не могут себе записать в актив умиротворение Ирана.
Эта ситуация приведет к усилению Трампа, потому что он постоянно возражал, он говорил, что Ирану нельзя верить, он говорил, что Иран его обманывает. В этом смысле он очень сильно ставил на тех реднеков в США, которые с подозрением относятся к радикальным мусульманам. Напомню, что Иран – это официально исламское государство, где Ислам – это не просто государственная религия, а часть государственной системы. Сегодняшнее событие подтверждает позицию Трампа. Жульничал ли он? Это будут потом разбирать историки, но важно то, что события подтверждают сейчас»
Фото: инстаграм-аккаунт Дональда Трампа
Противостояние США и Ирана