На следующей неделе южноуральское министерство дорожного хозяйства подводит итоги конкурса на разработку научной работы по транспортному планированию Челябинской агломерации. По сути документ определит будущее общественного транспорта города: новые маршруты, требования к перевозчикам, оптимальное время движения и другие вопросы. Член рабочей группы по транспортной реформе и эксперт по транспорту и логистике Николай Горяев оценил перспективы изменений:
«Только недавно миндортранс выставил на конкурс разработку новой маршрутной сети Челябинска. Но к будущей научной работе есть вопросы. Смешно сказать, но у нас до сих пор не создан социальный стандарт обслуживания населения. По идее это норматив, который должен утверждаться законодательным собранием области. Получается, у нас нет основополагающего документа, которому должна будет соответствовать новая маршрутная сеть. Поэтому говорить о том, что же будет с общественным транспортом, – вилами по воде писать.
Кроме того, неизвестно, кто будет выполнять эту работу, соответственно неизвестно, каким будет ее качество. И проблема в том, что сами требования в техзадании были прописаны нечетко, и это также может отразиться на качестве документа.
За это время рабочая группа по реформе собиралась только один раз. И возник вопрос: а правильно ли было собирать рабочую группу уже после того, как сформировано техзадание на научную работу по транспортному планированию? И вопросов к техзаданию много. Областному миндору передали функции городского управления транспорта, но у них нет ни опыта, ни компетенций в этой теме.
Например, тема расчета с частными перевозчиками. Миндор предлагает взять за образец московскую схему: деньги будут собирать в одном месте, и уже после выполнения контрактов будет проводиться расчет с перевозчиками. Но дело в том, что в Москве пассажиропоток гораздо выше, цены выше, соответственно собираемость тоже выше. И неизвестно, как у нас сработает эта схема. Соберут у нас, условно, 6 млрд рублей, а выплатить перевозчикам по контракту придется 10 миллиардов. Если для московского бюджета это не так много, то для Челябинска – существенно.
И второе. Говорят о том, чтобы на рынок перевозок зашли некие концессионеры с новым подвижным составом. Надо понимать, что эти концессионеры не благодетели, которые мечтают улучшить из благих побуждений жизнь горожан. Им банально надо заработать денег. Тут возникает вопрос: а всегда ли то, что хорошо для концессионера, хорошо для жителей?
Кто-то в этом не уверен. Например, в Оренбурге пытались реализовать такую же схему. Сделали КСОТ и завели концессионеров на магистральные маршруты с большими автобусами, а по периферии сделали подвозные маршруты.
Что в итоге получилось? Все показатели качества транспортного обслуживания ухудшились: время ожидания, количество пересадок и прочее. При этом цена увеличилась с 23 до 32 рублей. Да, для концессионера, наверно, это здорово – он заработает нормальные деньги. А для жителей что? Потеря времени и денег. Поэтому будущая система общественного транспорта Челябинска весьма спорная».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин